nat_ka → Витербо, (Viterbo), Лацио, часть 2  0 

1
29 октября 2008 в 20:29

Пьяцца иль Джезу – пьяцца Сан-Лоренцо

По via del Pellegrini мы вышли на piazza del Morte, где, как вы уже догадались, также имеется фонтан, а для разнообразия вместо церкви – лоджия дель палаццо Томазо. Церковь здесь тоже имеется, но довольно неприметная, при бернардинском монастыре в углу площади. В 1107 г. один из представителей семейства де Вико основал на площади небольшой храм, посвященный Святому Томазо. Веком позже церковь перешла в собственность монастыря Святого Мартина, которому принадлежала до XVI в., затем ее передали некоему братству, в честь братства и названа площадь. В 1616 г. церковь получила новый фасад.

Рядом стоит лоджия, также посвященная Святому Томазо, с красивыми, судя по плану, арками. Увы и ах – там полным ходом шла реконструкция, и толком снять здание XIII в. не удалось. Состоит оно из двух уровней: первое построил представитель гибеллинского семейства Тиньози (на одной из колонн имеется его герб – лилия и серп), и долгие годы оно называлось по его имени; второй этаж был пристроен позднее, монахами монастыря Святого Мартина, расположенного по соседству. Замыкает комплекс зданий площади монастырь Святого Бернардо Сиенского (вторая половина XV века). Во время войны площадь разбомбили, церковь перестроили и освятили в честь Святой Гиацинты – это было первое современное здание в Витербо, построенное здесь с XVIII в. Романский фонтан дела Морте XIII века является одним из старейших в городе. Вода в нем льется через львиные морды, а центральная колонна фонтана заканчивается «сосновой шишкой».

По пути к собору и Папской лоджии, по правой стороне via San Lorenzo не пропустите величественный, хотя такой же серый и суровый, как все остальные здания в Витербо, палаццо Фарнезе (Palazzo Farnese, XIV-XV), где жил будущий Папа Римский Павел III со своей сестрой Джулией, по прозвищу La Bella, личностью в европейской истории и культуре неоднозначной. Считается, что именно с нее Рафаэль писал свою «Даму с единорогом», а Питуриккьо – Мадонну. Вазари в своем знаменитом сочинении о живописцах упоминает картину Пинтуриккио: «В этом же дворце он изобразил над дверью одного из помещений Богоматерь с лицом синьоры Джулии Фарнезе и на той же картине голову поклоняющегося ей названного папы Александра». Именно благодаря тому, что Джулия была любовницей Папы Александро Борджиа, ее брату перепала кардинальская шапка, а позже он стал Папой Римским.

Дворец построен на месте этрусского дворца, и принадлежал гибеллинам Тиньози (похоже, что этой семье принадлежал целый квартал зданий) до 1431 г, когда в Витербо прибыл папский казначей Рануччо Фарнезе, купивший дом и ставший городским консулом. Часть дома сохранилась с XIII века, она построена в готическом стиле с элементами романского стиля. Внутренний дворик украшен резьбой и имеет по всему периметру балкон, куда с первого этажа ведет лестница. Другая часть дома подверглась влиянию стиля ренессанс и очень похожа на флорентийские палаццо. Фасад тут и там украшен фамильными лилиями семьи Фарнезе, вна втором этаже обратите внимание на орнамент, повторяемый на фасаде Папского дворца. Со стороны via San Lorenzo видна башня, единственное, что осталось от стоящей здесь когда-то римской крепости (замок сей бодро разобрали в 1244 г. сами горожане под угрозой вторжения войск императора, заодно укоротили все башни до установленного лимита). В 1561 г. дворец сдали Лодовико Киджи, который разделил дворец на две части заново построенной стеной, и они с того времени функционировали автономно, оттого-то и кажется, будто это два разных здания.

Piazza San Lorenzo

Улица заканчивается на piazza San Lorenzo, пожалуй, главной достопримечательностью города, ибо на нее выходят фасады кафедрального собора Сан-Лоренцо и Папского дворца (Palazzo dei Papi, Il Palazzo Papale) - по сути, здесь вершилась история Италии в XIII веке. Именно в Папском дворце впервые был заперт конклав, и только здесь можно увидеть такое количество папских гербов. Строили дворец с 1255 года, завершено строительство было присоединением лоджии (Loggia delle Benedizioni), и именно на ней впервые был использован будущий символ Ватикана - перекрещенные ключи Святого Петра. В то время как дворец выстроен в романском стиле, лоджия же имеет ярко выраженный готический облик.

Главное украшение лоджии - «воздушный» балкон с семью арочными проемами, в XIV в. крыша балкона разрушилась и восстанавливать ее не стали, позже Папа Сикст IV (1471-84) сделал из нее симпатичную площадь, поставив в центре фонтан, собранный из нескольких старинных фонтанов XIII в.

Чаша фонтана украшена гербами нескольких знатных вельмож – семьи Гатти, кардинала Рафаэля Риарио, епископа Франческо Мария Сеттала и Папы Сикста IV. Папа был одержим своей ролью в мировой истории и его гербов в городе больше всего – на палаццо Коммунале и собственно папском дворце.

Интересный эпизод произошел здесь в 1271 г., когда кардиналы собрались в Витербо, чтобы выбрать преемника Папе Клементу IV. После того, как кардиналы в течение 3 лет обсуждали, кого избрать, капитан местной милиции Раньеро Гатти попросту закрыл князей церкви на ключ, сообщив им, что выпустит их только после избрания Папы. Кардиналов держали на хлебе и воде и даже разобрали крышу дворца, чтобы их подморозило, и через несколько дней был избран новый Папа – Григорий X. Именно с той поры конклав запирают на ключ – правда, теперь уже в Сикстинской капелле. Как раз со стороны Лоджии входят в Зал конклава (Salone del Conclave), где выбирали Пап Урбана IV, Григория X, Иоанна XXI, Николая III, Мартина IV. Сейчас там проводят выставки и конференции. В зале конклава хранится пергамент с «протоколом совещания» конклава 1271 г. и подписями всех кардиналов.

Считается (см. раздел История), что в этрусские времена Витербо начинался именно с места, где сейчас раскинулась площадь Сан-Лоренцо. Пришедшие в эти места римляне построили на месте этрусского храма Геракла крепость Castrum Herculis, а потомки выстроили на фундаменте крепости (и из ее стройматериалов) базилику. Колонны, декорирующие фасад папского дворца, вероятно, были взяты того самого храма Геркулеса, или более позднего римского храма.

Перед лоджией стоит кафедральный собор Сан-Лоренцо, построенный в романском стиле ломбардскими мастерами в XII в. на месте римского храма (850). Готическую колокольню к нему пристроили в XIII в., верхняя ее часть выстроена из двухцветного мрамора, она полосатая и очень похожа этим на церкви Сиены. В 1181 г. он становится главной церковью Витербо, а в XIII в. становится, по сути, главной церковью католического мира – здесь коронуют Пап и кипят нешуточные страсти: стоя на ступенях собора Сан-Лоренцо в 1268 г., Папа Клемент IV отлучил от церкви последнего из Гогенштауфенов, принца Конрадина, прибывшего в Италию претендовать на итальянский престол. После того, как в собор вторглись солдаты неаполитанского короля, несогласного с выборами Папы, Папы избегали Витербо 86 лет.

За века своего существования собор потерял окна-розетки, украшающие фасад: одно окно переместили на боковую стену, другие рачительно использовали для Папского дворца. В XV в. перекрыли крышу и перестроили капеллы в стиле ренессанс по проекту Брунеллески. Некоторые капеллы после реставрации XX в. зачем-то были замурованы, но парочка – Святой Лючии и Святого Валентина – еще открыты. Нынешний фасад собора – результат капитальной перестройки его в 1570 г. Церковь сильно пострадала после Второй мировой, и восстанавливалась долгие годы. Посмотреть стоит на остатки фресок XIII в. в апсиде, XIV века – слева у входа и у Баптистерия. Одно из сохранившихся сокровищ собора – Мадонна дела Карбонара XII века, крестильная купель из каррарского мрамора XV века работы Франческо д”Анкона, саркофаг Папы Иоанна XXI (1276-77), единственного Папы-португальца, о котором пишет Данте в «Рае». Стены нефа украшают десять полотен работы римского живописца Марко Бенефиала, изображающие эпизоды из жизни Святого Лаврентия.

Слева от собора стоит здание живописными арочными сводами – Casa di Valentino della Pagnota. Дом принадлежал городскому приору (1458), но построен был раньше – в XII веке, и имеет черты как романского, так и готического стиля, чем напоминает дом Алессандрини, который мы увидим чуть позже – в квартале Сан-Пеллегрино. В 1944 г. дом был разрушен и восстановлен заново.

Далее наш путь от piazza San Lorenzo лежит обратно – через via San Lorenzo, piazza del Morte – по via Pietra del Pesce, которая ведет в самое сердце средневекового Витербо, квартал Сан-Пеллегрино: via Macel Maggiore – piazza San Carluccio – via San Pellegrino – via San Pietro.

Квартал Сан Пеллегрино

«В Италии мало мест, которые до такой степени полно удержали бы дух Средневековья, как квартал Сан-Пеллегрино в Витербо. «Углубитесь без рассуждения в этот бедный квартал, - пишет де Навенн. – На каждом шагу вас будут осаждать неизведанные впечатления, на каждом шагу перед вами начнут вставать всякие неожиданности, - почерневшие башни, прорезанные редкими окнами, улочки, вымощенные большими плитами, исчезающие под темными сводами или проваливающиеся куда-то вниз на поворотах, высокие стены, сжимающие узкий vicolo, подъемы и спуски, чередующиеся без плана и без цели, наружные лестницы и высоко поднятые крыльца, дающие единственный доступ в негостеприимные дома, колонны, заделанные в углы зданий, тяжелые балконы, которые висят над улицей, готические фризы, бегущие по стенам, усеянным трещинами, современные окна, вмазанные в едва заметные оживальные аркады, феодальные гербы, отмечающие какой-нибудь вход в дом, позеленевшие деревянные двери, унизанные большими гвоздями и снабженные огромными засовами, причудливейшие по формам фонтаны». Павел Муратов «Образы Италии»

Подтверждаю: все так и есть. Дома как будто вырастают прямо из туфа, на котором стоят и построены грубовато, но добротно. Многие дома сообщаются мостами-переходами, отчего порой нагибаешь голову, опасаясь не вписаться в улицу-коридор. На пересечении Piazza san Carluccio и Via San Pellegrino стоит старинный дом (других в этом квартале нет), в котором останавливались паломники, поэтому квартал и назвали Сан-Пеллегрино.

На piazza S. Pellegrino здания особенно живописны: в кадр попадают и старинные башни, и готические лестницы, и даже белая простынка, вывешенная с какого-то окошка для просушки, смотрится органично. Правда, делясь впечатлениями с друзьями по форуму, мы все обратили внимание на то, что простынка-то – неизменно висит на этом самом месте. То есть очень вероятно, что она там выполняет роль живописной детальки. На площадь выходят фасад дворца Алекссандри (Palazzo degli Alessandri), XIII века, башня семьи Scacciaricci, в которой до сих пор живут их потомки (в башне 4 этажа), и церковь Сан-Пеллегрино (Chiesa di S. Pellegrino), упомянутая в хронике 1045 г. Неподалеку имеется еще парочка древних церквей – Санта Урсула и дела Визитационе, чуть менее древние, но такие же аутентичные.

Largo Don Alceste Grandori - Piazza del Plebiscito

По via San Pietro и via di Molinella с via San Leonardo мы доходим до largo Don Alceste Grandori, где стоит церковь Сан-Леонардо, далее via della Bonita приводит нас к церкви Сан-Систо (San Sisto). Романская церковь IX века как будто собрана из нескольких фрагментов: по ощущениям, башня пониже, что сейчас срослась с церковью, когда-то была колокольней, стоявшей рядом, а затем, когда церковь расширили, потолок нарастили почти до высоты старой колокольни, а рядом пристроили новую, с часами (или использовали как колокольню близстоящую башню какого-нибудь из дворянских семейств, что даже более вероятно). Интерьеры церкви не менее строги и аскетичны, чем ее внешний облик.

Via Guiseppe Garibaldi приводит нас к piazza Fontana Grande, в центре которой высится символ города – Великий фонтан, или Fontana Grande (1212-1279).

Он заметно больше, чем остальные городские фонтаны, и богаче изукрашен. В 1422 г. он был перестроен мастером Бенедетто Перуджийским, который переделал нижнюю чашу и добавил львиные головы. «Великим» фонтан стал в XVI веке. К главной городской площади от фонтана ведет via Cavour, но мы устремляемся по улочке, что идет правее - via Aurelio Saffi, чтобы посмотреть на Каза Посция (Casa Poscia), которая очень похожа на здания в квартале Сан-Пеллегрино.

Предположу даже, что когда-то квартал Сан-Пеллегрино и кварталы до Каза Посция были единым целым, но последние были разрушены в результате прокладки центральной виа Кавур в 1450 г. Особенно живописно смотрится наружная лестница, которая ведет к балкончику и входной двери. Кинув взгляд на церковь Сант-Игнацио с неоклассическим фасадом по соседству (как-то большинство церквей в Витербо было закрыто), мы вышли на виа Кавур и через несколько минут стояли на

Piazza del Plebiscito

Площадь дель Плебисцито стала центром общественной жизни с XIII века, когда в Витербо переселились Папы Римские. Необходимо было не только здание Папского дворца, которое стали возводить близ собора, но и внушительное здание городской администрации, для чего в центре города выделили землю напротив церкви S. Angelo in Spatha, безжалостно снеся старинное кладбище. Главное украшение площади – стоящее с правой стороны Палаццо Деи Приори (Il Palazzo dei Priori, 1264-1460), оно же палаццо Коммунале (Palazzo Comunale). На углу дворца высится городская доминанта – часовая башня (ровесница палаццо, перестроена в 1487).

Кроме него, на площадь выходят фасады еще двух административных зданий - Palazzo del Podestà (1264) и Palazzo della Prefettura (1771). На углу палаццо Деи Приори обратите внимание на гербы города (лев и пальма), и Пап Сикста V (левый) и Григория XIII (справа). Имеется там и герб кардинала Фарнезе. Папа Римский Сикст IV очень любил размещать свои гербы по городу – к примеру, в центре ренессансного фасада Палаццо Коммунале имеется его герб, внутренний двор дворца также украшен несколькими папскими гербами: Пап Иннокентия XII, Павла II и Пия II.

Внутрь мы не ходили, но если попадете, то обязательно уделите внимание Королевскому залу (Sala Regia), где красочные фрески изображают эпизоды из городской истории и сцены из мифологии. Фрески выполнены мастерами Бальдассарре Кроче, Тарквинио Лигустри и Бартоломео Капароцци. На пересечении лестниц имеется часовня - Cappella Palatina. Стены Зала совета (Sala del Consiglio) расписаны художником Теодоро Сицилиано и изображают мировую историю человечества, начиная с Ноя и заканчивая его потомками – королем лангобардов Дезидерио. Считается, что мастер вдохновлялся фресками Микеланджело в Сикстинской капелле. Зал Мадонны (Sala della Madonna) назван в честь фрески-люнета на одной из его стен, работы Джована Франческо Аванзарано (конец XV века). Браки до сей день заключают в Зале флагов, он же Зал пейзажей (Sala delle Bandiere o dei Paesaggi).

Церковь Святого Ангела (S. Angelo in Spatha) была основана около 1078 г. и построена в романском стиле. До XIII в. на части площади дель Плебисцито перед площадью было старинное кладбище, которое снесли вместе с рядом зданий, расчистив место для будущей центральной площади. В 1549 г. строгий романский фасад разобрали и соорудили новый – по последней моде. В 1560 г. Папа Пий IV из семейства Медичи поместил на фасаде церкви свой герб – в знак особого покровительства. Кроме того, на фасаде присутствуют еще два герба – городской (лев) и семьи Пикколомини, которые спонсировали восстановление церкви. Интерьер датирован началом XVIII в. Внимания заслуживает триптих с Мадонной XIV в., выполненный сиенским мастером Андреа ди Джованни; распятие XIV века на третьем справа алтаре и Мадонна с младенцем и святыми на главном алтаре работы Филиппо Капароцци.

Снаружи церкви справа от входа в стену вмурован античный саркофаг Прекрасной Галлианы (Bella Galliana), легендарной жительницы Витербо, чья красота была столь же прекрасна, как и ее моральные качества. Средняя мраморная часть саркофага изображает охоту на диких кабанов и выполнена в античном стиле, а две таблички в верхней части повествуют о жизни погребенной здвеь девицы (1138). Это копия, оригинал же хранится в Музео Цивико.

Продолжение следует...

Оригинал статьи Вы можете прочитать здесь

nat_ka


Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться.

Купить масло Мобил Mobil 0W40 5W50 10W60 10W40 интернет магазин Киев

© 2008 - 2012 «Я пилигрим». Воровство запрещено! На сайте в полной мере действует закон об авторском праве.