Советы бывалых → Кто спит на моей кровати? Что делать, если ваше место занято?  14 

3
30 июля 2008 в 7:41

Автор статьи: Софья Соболева журнал "Чук & Гек", 2003

Смысл явления под названием «овербукинг» (в переводе с англ. – «перебронировка») знакома всем с детства. Помните: «Кто ел мою кашу и съел ее?», «Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?». Ну и, наконец, самое интересное: «Кто спит на моей кровати?». Иначе говоря, овербукинг – это когда одно и то же место в самолете или отеле продается дважды и на него с полным основанием претендуют сразу два человека. Один из них получает требуемое, а другой – нет.  И этим несчастным, увы, можете стать вы, особенно в августе.

Пятнадцать человек на сундук мертвеца

Только не думайте, что продавцы билетов и владельцы отелей – жулики. Просто мировая статистика утверждает: примерено 15 туристов из 100 незадолго до вылета отказываются от поездки – заболел, свадьба расстроилась, да мало ли что еще! И как, скажите, поступать перевозчикам и хотельерам с оставшимися 15% своих мест? Оставлять пустыми – значит упустить выгоду. И они, доверяясь статистике и опыту, продают эту самую «зону риска» дважды.

В обычное время накладок не бывает, поскольку и самолеты, и гостиницы загружаются максимум процентов на восемьдесят. Но в высокий сезон (а август, наравне с Новым годом и майскими праздниками, бесспорно высок) желающих отказаться от поездки очень мало, лишних же кресел и комнат и вовсе нет. И вот у стоек регистрации в аэропортах возмущенно размахивают билетами неулетевшие пассажиры (кстати, на регулярных линиях инокомпаний таких не меньше, чем на чартерных рейсах), а на ресепшн в курортных отелях столь же гневно потрясают ваучерами их уже прилетевшие собратья по несчастью.

Но эмоции в данном случае только мешают. Надо действовать, причем умно.

Улечу себе назло

На самолетах под овербукинг обычно попадают последние пришедшие на рейс, так что, оказавшись в аэропорту хотя бы за два часа до посадки, вы сведете вероятность своего невылета к минимуму. Если вам все же не повезло, определяйтесь со своей линией поведения. Люди, сведущие в юриспруденции, утверждают, что выход найти можно, и вот какие варианты есть у вас.

Поставьте на стойке регистрации штамп о том, что вам отказано в посадке, и поезжайте домой. Заявите в турфирму о расторжении договора по причине неоказания услуг и потребуйте обратно все свои деньги. В туркомпаниях работают нормальные люди, ответственно относящиеся к своим обязательствам, и стоимость тура вам наверняка вернут. Если повезет, получите еще долларов 100 в порядке компенсации морального вреда.

Менеджер турагенства, узнав о неудачном старте вашего отпуска, скорее всего, предложит вам прилететь на курорт следующим самолетом. Если при этом вы теряете хотя бы день отдыха, деньги за него вам должны вернуть, а в качестве компенсации за неудобства предоставить какой-нибудь «утешительный приз», например бесплатную экскурсию. Наш совет – соглашаться не раздумывая. Правда, есть один неприятный момент: возможно, придется провести в аэропорту энное количество часов. Если больше шести, вам положен бесплатный обед, а если ожидание растянется на всю ночь, то в вашем распоряжении должен оказаться номер в отеле неподалеку от аэропорта.

Плата за несовершенство
Овербукинг – болезнь гостиниц с несовершенными, полуручными системами бронирования. Лидирует по числу подобных конфликтов Египет: так, осенью 1999 года в Хургаде сотни немцев спали на лежаках у бассейнов, коридоры были забиты французами, а газоны оккупированы итальянцами. Может быть, русским просто места нигде не хватило, а может, революционное прошлое сказалось… Во всяком случае, наши строили баррикады у входов в отели и били гидов. Правда, с тех пор размах египетского овербукинга несколько сократился.
Частенько страдают перебронировками и небольшие семейные гостиницы в Западной Европе. Иногда это случается потому, что в последний момент всплывает какой-нибудь важный постоянный клиент, ради которого забывают других, менее дорогих гостей. И, очевидно, махровым цветом цветет овербукинг на российском юге: там-то до сих пор регистраторши отмечают занятые комнаты квадратиками на бумажной простыне.
Но это лидеры, точечные же проявления перебронировок можно встретить в любой стране и на любом курорте в высокий сезон. Август, господа, время жаркое.

Иногда туристам, пострадавшим от овербукинга, предлагают добраться до места отдыха хорошим регулярным рейсом (случается даже, что иностранной авиакомпанией). Обычно так бывает, если чартеры на курорт летают раз в неделю, например в субботу, а во все остальные дни отправляется только регулярка. Предложенная вам альтернатива может оказаться круче и престижнее, но не факт, что удобнее, поскольку, например, «иностранный» рейс наверняка не прямой. В общем, прежде чем сказать «да», взвесьте все «за» и «против» исходя из того, что время пошло – отведенный на отдых срок уже начался.

Ну и, наконец, если вас все обещают «вот-вот вывезти», однако конкретного часа не называют, поставьте отметку о непосадке в самолет (см. пункт 1), купите билет на регулярный рейс в нужном вам направлении и улетайте. А потом, вернувшись из отпуска, выкатывайте счет турфирме. И она обязана его оплатить. Но только имейте ввиду: по возвращении на родину вам предстоит выяснение отношений с этой компанией, возможно даже через суд, что наверняка смажет удовольствие от летних каникул. Поэтому есть смысл постараться мирно разрешить конфликт, тем более что в большинстве случаев вины турфирмы в овербукинге на самолетах нет.

Другая постель всегда найдется

Эта циничная мужская поговорка верна в том случае, если в отеле вам отказывают в предоставлении номера. Учтите: менеджер на ресепшн наверняка объяснит все тем, что деньги за вас не перевела московская турфирма. Такое действительно время от времени случается, но иногда, ссылаясь на неорганизованность своего партнера из России, хотельеры элементарно «переводят стрелки». Понять, вводят ли вас в заблуждение, не составит труда: если виновата турфирма, с вами в компании «отказников» наверняка окажутся и другие приехавшие россияне. Но это уже не овербукинг, а банкротство, и о нем сейчас речь не идет. Если же других прибывших с вами из аэропорта туристов той же фирмы заселили, а вас нет, можете быть уверены: менеджер просто решил все свалить с больной головы на здоровую. Доказать это, правда, на месте все равно не удастся, а потому вам снова предстоит выбрать какую-то линию поведения.

Обратная сторона «горения»
Было времечко лихое: некоторые турфирмы декларировали какие-то гостиницы в составе турпакета и только в момент прилета туристов выясняли, есть ли в них места или надо отправлять группу в другой отель. Но, слава богу, такие герой 90-х уже покинули рынок под давлением судебных процессов и неформальных разборок с вернувшимися клиентами. Жульничество стало исключением из правил.
Сейчас же чаще других в ситуации овербукинга оказываются туристы, купившие «горячие» туры. Дело в том, что отель, обнаружив у себя нереализованные комнаты, предлагает их к продаже сразу нескольким партнерам и не всегда успевает вовремя отказать хотя бы одному их них. Вот и встречаются, как в песне поется, два одиночества у порога одной комнаты.

Опять-таки теоретически вы можете разорвать контракт с турфирмой (для этого нужно написать в свободной заявление в свободной форме и подписать его у гида и у менеджера отеля) и улететь домой за свои деньги, а далее действовать как в пункте 1 предыдущей главы. Но наш совет: не отказывайтесь хотя бы рассмотреть альтернативные варианты расселения, которые вам предложит гид. Обычно в таких случаях замена либо адекватна, либо даже более выгодна. И если один из вариантов вам понравится, соглашайтесь. Если нет – читайте дальше.

Настойчиво потребуйте у служащего на ресепшн заселения «здесь и сейчас». Однажды на глазах у автора этой статьи из десяти «перебронированных» восемь уехали в другую гостиницу, а двоим, усевшимся в кресла и дико вопившим несколько часов подряд, втихую дали свободный люкс вместо занятого стандартного номера. Правда, такое светопреставление в чужой стране и к тому же на глазах своих будущих соседей – очень сомнительный путь достижения благ.

И последний вариант, достойный великого комбинатора. Вы берете на ресепшн расписку в том, что вам отказано в расселении. Затем, круто развернувшись, уходите и… покупаете номер в самом шикарном отеле на побережье, где славно проводите отпуск. А по приезде в Москву выставляете счет турфирме, и она обязана будет его оплатить. Но, как вы сами понимаете, этот самый непыльный по техническому воплощению способ обернется для вас нелицеприятным разбирательством с компанией, которая, несмотря на закон, будет всячески упорствовать, избегая часа расплаты.

Ну вот, теперь вы «подковались» в вопросах овербукинга и в случае чего сможете выйти из неприятной ситуации с минимальными затратами денег, сил и нервных клеток. Да, кстати, о клетках… Примите напоследок еще один совет: отправляясь на отдых, настраивайтесь только на хорошее и помните, что риск не улететь и не заселиться для вас весьма невысок. По мере развития туристического бизнеса в России проблем с овербукингом становится заметно меньше, а разрешаются они быстрее и легче. Позитивные сдвиги происходят и по ту, и по эту сторону границы. Турфирмы более требовательно относятся к своим партнерам и активнее защищают туристов, а за рубежом начинают понимать: русские – это не какие-то случайно залетевшие к ним птички, а богатые и перспективные клиенты. И их, то бишь нас, надо чтить.

timur

Комментарии

  • Bataline 8:44:33, 30 июля 2008
    А где продолжение? :)
    • timur 8:58:24, 30 июля 2008
      Если учесть, что этот рассказ находился у меня в черновиках (я его еще не дописал) и вы его, по идее, не можете видеть, тот как вы о нем узнали?
    • timur 9:11:00, 30 июля 2008
      Вот только сейчас опубликовал :)
  • Bataline 9:22:37, 30 июля 2008
    Да уж... странности
    • timur 9:33:55, 30 июля 2008
      Ага. Так как вы увидели этот рассказ когда он еще был черновиком? А то это не совсем не гуд и нужно исправлять
  • ceslaw 13:36:20, 30 июля 2008
    Тимур - в конце очепятка.
    • timur 13:40:21, 30 июля 2008
      исправил :)
  • Lena_M 16:36:12, 4 августа 2008
    Нет опыта в таком, но статья интересная. :) Права свои знать надо.
  • forestam 18:32:21, 10 августа 2008
    Уффффф! Подковали!
  • philya 13:33:32, 14 ноября 2010
    сколько путешествую, слава Богу, такого не было
  • LeoMilyutin 15:31:14, 19 ноября 2010
    спасибо.. предупредили )) буду знать
  • irinakozlova 22:07:05, 4 февраля 2011
    на моей кровати все время спит собака =DDD
  • Fdii 1:53:33, 29 мая 2011
    наши строили баррикады у входов в отели и били гидов
    ))) вот это прикол
    а вообще спасибо за советы, но надеюсь такого не случиться со мной.
  • mikho 7:15:51, 15 апреля 2012
    Спасибо за инфу :)


Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться.

Купить масло Мобил Mobil 0W40 5W50 10W60 10W40 интернет магазин Киев

© 2008 - 2012 «Я пилигрим». Воровство запрещено! На сайте в полной мере действует закон об авторском праве.