ceslaw → Ченстохова и «Черная Мадонна» 8 |
|
||
26 июня 2008 в 17:09 |
Если в августе 1991 года нас мучила страшная жара, то в этот раз – пронизывающий холод. Тогда, в традициях паломников, в Ченстохову мы шли из Варшавы, соответственно пешком. Когда я решил отправиться в Польшу второй раз, тоже на паломничество, по приглашению польских новоприобретенных друзей, часть пути я преодолел автостопом. В январе этого года из Варшавы в Ченстохову мы ехали на поезде, вполне комфортно. Естественно, когда мы прибыли на ченстоховский вокзал, куда идти, я не знал даже приблизительно, так как колонны паломников входят в город и идут к монастырю одной, раз и навсегда выверенной дорогой, к вокзалу не имеющей никакого отношения. Но, как пройти к монастырю, здесь знает каждый встречный, что нам здорово помогло.
Утро было раннее, как уже сказал – холодное, так что прежде чем идти в сам монастырь, мы позавтракали в частном кафе на три столика, с собственной дровяной печкой. Сам по себе городок небольшой, старыми районами интересными магазинчиками, особенно по окраинам. По дороге, ведущей в гору (первый признак, что идем правильно, так как монастырь – на горе) прошли большой парк, с обсерваторией. Мест по дороге я не узнавал.
И вот вышли к монастырю – основная его деталь, видная издалека – ажурный шпиль высокой колокольни. Он окружен основательными крепостными стенами, чтобы войти на территорию, надо пройти по эдакой эстакаде, тоже со стенами вдоль нее. Везде висят таблички – что можно, а что нельзя делать простым туристам на территории монастыря. Запомнилось – что нельзя бегать и кричать. Внутренний двор замощен булыжником, стершимся за долгие годы, простора не ощущается – как в средневековой крепости. Зданий много, они красивые, но доступ для туристов есть не во все из них. Особенно – если бегать и кричать.
Так как температура не способствовала долгим прогулкам, вошли в главное здание монастыря. Там, правда было не так холодно, но и не слишком тепло…. Цель этого визита в монастырь была одна: увидеть своими глазами «Черную Мадонну», чудотворную икону. Про нее ниже, а пока мы, как бараны ходили под сводами огромного костела и ничего похожего на нее не видели. Вообще, внутри красиво и величественно, как и в любом католическом храме. Кто знает, тот согласится, что православные и католические храмы – это явления хоть и максимально близкие, но непохожие. Атмосфера иная. Туристов было немного, больше местных. Но тоже немного. Из одного храма, в котором мы находились, вел проход в соседний, поменьше. Туда мы и направились. Здесь помещение значительно меньше, часть с колоннами, часть – за металлической решеткой. Колонны увешаны металлическими табличками: на одной из них я прочитал, что она посвящена памяти расстрелянных Красной армией польских полицейских в Катыни… Зал за решеткой поразил обилием развешанных по стенам костылей. Это был знак. Но там, где обычно висят иконы, в самом центре, мы увидели только какой-то золоченый барельеф. А ведь я здесь уже был! И воспоминания какими-то клочьями клубились у меня в черепе… Но все какие-то не те. Пришлось мне выйти на улицу в поисках «языка». Попался немолодой ксендз. И снова меня отправил в тот же зал, откуда я и вышел. Подумалось: а вдруг икона в целях защиты всегда спрятана под тем золоченым щитом? Оказалось, я был очень близок к истине. В момент, когда я вернулся обратно, народу прибавилось. Кто-то сидел на скамьях, кто-то стоял на коленях по всему проходу… И тут началось. Это все на полном серьезе: зазвучала духовая музыка, выше всякой меры торжественная, тогда подумалось – что это ангелы на трубах играют. А золоченый барельеф медленно-медленно пополз вверх, как занавес, открывая икону. Икона предстала. Я встал на колени. Потом уже не помню - под музыку или нет, но икона снова скрылась под щитом. Успели. До сих пор не знаю, по какому принципу икону показывают желающим ее лицезреть: вряд ли, конечно, каждый час…
Дело было в Рождественские праздники и поэтому мы, в том же монастыре наблюдали и такую картинку: один из дворов изображал, насколько я понимаю, вертеп – то бишь место, где родился Иисус Христос. В сарайчике стояли соответствующие фигуры, а вокруг него – маленький зоопарк: в деревянных будочках монахи поселили ослика, двух барашек, кроликов, еще кого-то… Смотрелось очень умиротворяюще:)
Выходили из монастыря с другой стороны: мне показалось, что там недалеко центр города. Увы, к центру мы шли около часа, делая круги… По дороге смотреть было нечего. Действительно, главная и единственная достопримечательность города – это монастырь. А ехать туда лучше летом.
Для общего сведения
Икона Ченстоховской Божьей матери почитается как католиками, так и православными. По некоторым сведениям, она написана в Византии в IX – XI веках. По церковному преданию, написана св. Лукой. На лике – следы от сабли захватчика-гусита. После того, как другие захватчики, на этот раз шведы отступились от монастыря, до этого завоевав почти всю Польшу – Дева Мария признана покровителем государства. «Матка Боска Ченстоховска» - это не просто поговорка, так поминают именно эту икону.
ceslaw |
Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться.
Комментарии
Не знаю совпадение это или нет, но сейчас я готовлю рассказ про Звенигород и Саввино-Сторожевский монастырь :)
А где фотографии? Уже привык, что у тебя всегда много красивых фотографий, которые дополняют текст.