ceslaw → Выставка соляных фигур им. мадам Лот 8 |
|
||
7 июня 2008 в 14:06 |
В забой
Получить информацию о шахте на самой экскурсии было проблематично. У нас был выбор: либо идти с англоязычной группой, либо – с поляками. Мы выбрали славян, но понятно было не намного больше. Зато явно повезло с экскурсоводом – как и все сотрудники, он был в каске с фонариком, шахтерском мундире, уже немолодой и с шикарными усами а-ля Пилсудский. Судя по реакции группы, говорил он очень образно, интересно, часто шутил – жаль, но понимали мы его с пятого на десятое.… Поэтому большей частью мы узнали про соляные копи потом, из разных источников. А вначале – это были первые, живые впечатления.
Первое испытание
Шахта – она везде шахта. От Кракова мы ехали на местной маршрутке, потом шли, уточняя направление у туземцев, пока не увидели указатели: «Копальня – 500 (400, 300 и т.д.) м.» Нужное место узнали сразу: типичная горняцкая архитектура с подъемниками, как где-нибудь на Кузбассе. А вокруг – масса лавочек с сувенирами, изготовленными исключительно из соли. Фигурки, лампы и прочая, прочая…
Сначала отстояли в длинной очереди за билетами. Мне при этом было не совсем понятно: ну, взяли билеты, а потом куда? Почему-то все входили в зал, где продавали билеты, выходить оттуда - никто не выходил. Оказалось, спуск в шахту из кассового зала и начинался, по мере набора группы. Мы тоже постояли у неприметной деревянной двери, пока не подошло еще с десяток человек. И пошли вглубь. Я рассчитывал, что нас ждет лифт, но не тут-то было.
Узкий коридор, стены которого были выложены исписанными от руки на всех языках досками, вел плавно вниз. Потом началась лестница, тоже деревянная, которая винтом пошла в колодец шахты: на ступенях, одновременно, рядом, могли идти два человека. Ширина колодца была от силы метра два от стенки до стенки. Постепенно мы начали себя чувствовать штопором, который вкручивают в пробку. Но пробка короткая, а наш спуск все не кончался. Между поручнями лестницы был примерно десятисантиметровый пролет. Я туда заглянул. И теперь знаю, как выглядит бездна. Дна было не видно, пролет уходил в бесконечность, теряясь в темноте.
Спускались очень долго: за это время в голову начали лезть разные грустные мысли. Представилось, что внезапно ступени обрушиваются и все это деревянное сооружение, вместе с людьми летит в тартарары. Нет, опоры крепкие, доски основательные, не упадет. Потом представилось, что начинается пожар. Как в трубе, с отличной тягой, он разгорается, люди, уставшие от долгого спуска, паникуют, вверх бежать далеко, снизу подпирает пламя, к тому же тех, кто еще мог бы убежать, не пускают спускающиеся сверху…. Бр-р.
Мысли закончились вместе с завершением спуска. Лестница, кстати, продолжала спускаться, это мы вышли в какой-то коридор, пройдя без малого сто метров под землю.
Соленый муравейник
В целом, шахта представляет собой подобие муравейника, насколько я его себе представляю. То есть по колодцу-спуску попадаешь в один из коридоров. Коридор идет до ближайшей искусственной пещеры-зала и оттуда либо поднимается, либо опускается, либо уходит в бок, до следующей пещеры. При этом уровень меняется. Как говорят, на разной глубине находится до девяти уровней. Пещеры-залы появились в результате выработки соли, они разного размера и в прошлом - разного предназначения. Сейчас – это часть почти двухчасового пешеходного маршрута. Но главная достопримечательность шахты – соляные фигуры. Каждый зал имеет свое имя, почти в каждом из них стоят скульптуры, сделанные из соли. С оригинальной подсветкой фигуры полупрозрачны, разного оттенка. Температура на глубине постоянная, около двадцати градусов. Воздух преимущественно неподвижен, но на некоторых уровнях чувствуется ветер, правда, какой-то неживой. Хотя именно эта атмосфера, насыщенная солью, весьма полезна – особенно для астматиков и прочих легочников. На одном из уровней даже есть собственный подземный санаторий: представьте огромный зал с нависающим многотонным соляным мегалитом. А под ним расставлены лежаки, с отдыхающими. Не знаю как кто, а я лично каждый килограмм из этих многих и многих тонн ощущал практически каждую секунду.
Подаренная шахта
В первом же коридоре, в самом начале экскурсии, для пущего эффекта сначала выключили свет. Затем зажгли, высветив фигуры в глубокой нише: какие-то люди в капюшонах, коленопреклоненно вручающие что-то микроскопическое какой-то даме в длинном платье и короне. Как выяснилось, скульптурная группа изображает вручение принцессе Кинге, дочери венгерского короля, ее собственного кольца. Кольцо это она, перед тем, как ехать в Польшу, вроде как бросила в соляную шахту. Уже в Польше она показала, где надо копать и там тоже чудесным образом открылись огромные залежи соли. В определенный момент нашлось и кольцо, в соляной глыбе. Его, конечно, вернули: этот момент и представляет скульптурная группа. Вот такая романтическая легенда, правда, допускаю, что в каких-то деталях я и ошибаюсь. Открытие шахты произошло в день венчания Кинги и польского короля, поэтому и считается, что шахта была «подарена» Венгрией Польше.
Мне, в момент, когда все с интересом слушали историю про Кингу, было не до нее из-за жуткого приступа клаустофобии. В ходе экскурсии с этим гнусным ощущением я смирился, но все равно, время от времени хотелось спрятаться в какой-нибудь угол или полежать на холодном полу, отдавшись воле провидения.
Балки и щепки
Коридоры от зала к залу – это низкие и узкие проходы либо целиком из гладкой до блеска, почти черной соли, либо укрепленные толстыми дубовыми балками. В одном месте я даже пропустил группу вперед и какое-то время с интересом рассмотрел пару таких балок: они отличались от других, так как были вывернуты, как выжатое белье и расколоты в мелкую длинную щепу – чудовищным давлением породы. Обычно такие балки сразу меняют – чтобы не смущать туристов.
Некоторые коридоры начинались или заканчивались массивными дверями, металлическими или деревянными, в зависимости от их возраста. Как в бункере или бомбоубежище. Когда проходил последний турист, дверь делала оглушительный «бабах!» В вечной тишине этот звук несколько бодрит, особенно первые пару раз.
Вообще, мастерство укрепления стен и сводов в шахте возведено в ранг искусства. Некоторые особо высокие залы так выложены сваями, с такой симметрией и рисунком, что даже забываешь на какое-то время, для чего это сооружалось. Древесине под землей хорошо: пропитавшись солью, она может стоять так веками, что она и делает. Если очередным смещением слоев ее в мелкую щепку не сотрет.
Занимательная статистика
Взрывы метана, обвалы, затопления во время активной разработки соли происходили здесь регулярно. Уже потом я узнал интересную статистику: погибал каждый десятый горняк. Если учесть, что шахте около 700 лет, то общий итог получается весьма внушительным. Сейчас, когда ежедневно там проходят сотни экскурсантов, об этом редко кто вспоминает. А зря. Даже в современных шахтах всякое бывает. Может быть поэтому, самой популярной фигурой, выточенной из соли, является все-таки Дева Мария. Дабы было возле кого помолиться перед работой.
Музей восковых фигур
Вообще шахта в Величке – что-то вроде гигантского музея. В нескольких залах воссоздана работа шахтеров, в ролях. Стоят очень натуральные горняки с лошадьми, тоже очень натуральными. Горняки в глубоко надвинутых капюшонах, а лошади и с очень грустными глазами. Наверно, тогда здесь еще не считалось, что воздух соляных шахт очень целебный.
В одном зале, очень объемном, установлен гигантский деревянный ворот, который как-бы вращают по кругу несколько лошадей. С помощью этой карусели соль поднимали на поверхность. А еще показано, как соль выпаривали в больших чанах. В другом зале, из которого начинается спуск сразу же в другой – стоит еще одно сооружение, тоже какой-то подъемник. Чтобы показать, как он работает, наш экскурсовод подозвал мальчика из числа туристов и дал задание ему вращать длинный рычаг. Без видимых усилий тот взялся за дело и где-то ниже, со скрипом, начала подниматься наполненная чем-то увесистая кадушка. Там же еще одна группа: папа, мама и дочка – в натуральную величину, в костюмах девятнадцатого века, туристы. Стоят по другую сторону деревянного ворота и смотрят стеклянными глазами на то же, на что и мы. Такой привет из прошлого. Отличие от обычного музея, в которых могут воссоздать, естественно, любую обстановку, в том, что в шахте все эти фигуры почти как живые – они там дома. А живые – в гостях. Интересно, в часы, когда нет экскурсий, по ночам, они разбредаются по шахте?..
На веслах по пещерам
В шахте есть свои водоемы. В одном месте нам показали озерцо, прозрачно-зеленоватое, с подсветкой. По берегам, как лед в заморозок, образовалась соляная корка. Таких озер несколько. Лет двести назад даже устраивали катание на лодках, из пещеры в пещеру, по протоке. Но после одного несчастного случая в тех пещерах остался только небольшой дощатый причал. Насколько я понял из рассказа гида, группа каких-то подвыпивших матросиков решила покататься на лодке и перевернулись. Пока их нашли, они уже соляной коркой покрылись. Утонуть-то там невозможно, в смысле, погрузиться на дно, но вот нахлебаться насыщенного соляного раствора – запросто.
Раньше вообще здесь «веселее» развлекались. Проходя по утвержденному для групп маршруту, нет-нет да увидишь деревянные ступеньки, уходящие куда-то под потолок, в высоту. Или ажурный мостик над пропастью. Сейчас туда туристов уже не пускают. А раньше это считалось не то, чтобы совсем безопасным, но полезным, особенно для меланхолических особ и юных дев, подумывающих о самоубийстве.
Выставка им. жены Лота
И все-таки главная достопримечательность – соляные скульптуры. Их вытачивали всегда, но «в промышленных масштабах» ими занялись сравнительно недавно, если брать в целом историю шахты – с конца XIX века.
Прежде всего – это фигуры религиозного толка – в импровизированных пещерках-часовнях. Самое старое соляное распятие за минувшие сотню-другую лет стало похоже на обсосанный леденец – из-за влияния атмосферы. Отдельный зал посвящен гномам – с которыми небезосновательно ассоциируют себя шахтеры. И, наверно, искренне верят в их существование. Третье место в рейтинге занимают поэты и политические деятели (отдельный зал для Пилсудского – наверно, любимый нашим усатым экскурсоводом). Есть зал имени Коперника, с его солевым изваянием. Что интересно - скульпторы, в большинстве своем - обычные горняки. Кстати, превратившаяся в соляной столп несчастная супруга библейского праведника Лота была бы здесь очень к месту.
Но главный, основной зал – это гигантская церковь, посвященная той самой Кинге, канонизированной Иоанном-Павлом II в 1999 году. Говорят, что в ней может поместиться до 500 человек. В церковь ведут соляные ступени, стены в барельефах на библейские сюжеты, под потолком – люстры из прозрачной соли. Множество свечей под скульптурой теперь уже святой Кинги, а, напротив, в другом конце зала, сам Иоанн-Павел. Его увековечили в соли в знак благодарности за любимую принцессу.
Прощай, подземное царство!
Последний зал оказался самым огромным, под полста метров в высоту. Здесь туристы бродят по сувенирным киоскам, а потом идут к лифтам и – на поверхность. Простившись с нашим «Пилсудским», мы напоследок еще пощекотали себе нервы: поднявшись под самый купол этой пещеры на скоростном лифте. Люди внизу были совсем маленькими… Изначально эта пещера была на 20 метров глубже, формой напоминая яйцо изнутри. Но потом насыпали пол.
Уже на выходе, отданные себе, мы чуть не заблудились, отстав от группы. Чтобы в кадре не было никого посторонних, мы пропустили всех вперед и спокойно фотографировались. Потом пошли в том же направлении и оказалось, что туннель расходится на несколько. И никаких указателей. И тишина. Пришлось мне побегать, заглядывая за каждый угол, пока не вышел на нужное направление – в конце коридора как раз собирались закрыть очередную дверь. А закоулки там, я вам скажу, пыльные, нехоженые….
А потом мы как-то сразу вырвались из средневековья. Прошли какой-то конференц-зал, вышли в обычное помещение с банкоматами, компьютерами, указателями «К лифтам». Кстати, в этом, современном зале, у мобильных был уверенный прием.
Просто для информации: из одной пещеры сделали настоящий ресторан. Если не смотреть вверх, на соляной потолок, можно, с некоторым допущением представить, что это все не на глубине в полтораста метров…
Вознесение
Народу было много и в лифты собралась заметная очередь. Человек семь, в том числе и нас взялась провести к другому лифту женщина-экскурсовод из другой группы. Чтобы к нему попасть, пришлось снова зайти на «средневековую» территорию. Зато лифт оказался настоящий, шахтерский, эдакая клеть – размером с одежный шкаф. Вошли три человека. Стало тесно. Остальные вознамерились подождать, пока он вернется. Экскурсовод на ломаном русском сказала, что должны войти все: «Вот увидите, мы еще раньше других приедем». Когда последней вошла она сама, в лифте было, как в вагоне метро в час пик. Она что-то нажала и клеть со скрипом, каким-то жутким визгом и дребезжанием рванула вверх. Со скоростью, будто ее прицепили к ракете. И все это в полной темноте, не считая включенного фонарика в руках экскурсовода. Обстановка располагала к непринужденной беседе.
- Скажите, а в шахте привидения есть?
- Какие приведения?
- Ну, погибших шахтеров…
- Нет!
- А легенды какие-нибудь страшные рассказывают?
- Мы в лифтах на такие темы не говорим! – отказалась продолжать беседу экскурсовод. И во время. Мы уже оказались наверху.
Не знаю, что это был за лифт, может, аварийный, чтобы в случае чего доставлять людей на поверхность со сверхзвуковой скоростью. Не знаю. В любом случае, теперь мне известно, что означает слово «вознесение». Более точного слова я и подобрать не могу.
ceslaw |
Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться.
Комментарии
Сколько раз пришло уведомление на почту об этом комментарии?
Вчера все исправили. Оказалось, что т.к. это твой рассказ, то тебе приходит все комментарии на почту, ну и плюс на почту приходит комментарий тому на чье сообщение он был ответом - оттуда и два письма.
Так экскурсовод потом ответила, есть там привидения или нет?
Вообще я глубоко под землей был только один раз, когда еще в школе вместо уроков по физике нас отвезли в нейтринную обсерваторию в Приэльбрусье.
Приехали, с виду какая-то база, гора и в ней неприметные ворота, в которые уходят рельсы. На вагонетках не катались, но пройти пришлось прилично. Оказалось, что в толще горы вырублен целый многоуровневый городок, где сотрудники не только работали, но и жили. Рассказали про обсерваторию: историю, как устроена, а потом отвели в огроменный грот, который был полностью уставлен бочонками, внитри которых в керосине располагались датчики и специального металла - очень редкого и дорогого (гораздо дороже платины... в 90-х наше любимое правительство их чуть было не продало не то японцам, не то американцам) и куча проводов под большим напряжением. А рядом с гротом располагался вычислительный центр - с виду стояли БЭСМ-6 ))))) но я могу и ошибаться, где все жужжало и щелкало.
У меня было все проще. Рускоязычный гид, экскурсия по соляным пещерам c группой, масса впечатлений. В этом месте стоило побывать! :)
У меня было все проще. Рускоязычный гид, экскурсия по соляным пещерам c группой, масса впечатлений. В этом месте стоило побывать! :)