nat_ka → Витербо, (Viterbo), Лацио, часть 1  0 

1
29 октября 2008 в 6:45

Зачем ехать

«…до сих пор XII и XIII века так же живы в Витербо, как живы XIV и XV века в Сиене. Почто столько же, как и Сиена, этот интереснейший город сохранил из своего прошлого, но только прошлое Витербо восходит к временам еще более давним. Удивительные романские и готические церкви с химерами, розетками, наружными барельефами встречаются здесь на каждой площади. Редкостная готическая лоджия украшает епископский дворец, старое жилище Пап, которые гостили в Витербо. Башни, менее высокие, чем башни Сан-Джиминьяно и Корнето, но более массивные, чем те, поднимаются из лабиринта темных домов во всех углах города». Павел Муратов «Образы Италии»

Рейтинг: 5 из 5

Как добраться

Поездом от Рима. У входа в римское метро на вокзале Термини можно приобрести в сувенирном киоске билеты на 5 зон провинции Лацио – за 9 евро каждый. На билете имеются графы, которые нужно заполнить – дата, имена, и зоны, в которых вы передвигаетесь. И ездите по нему сколько душе угодно, по Риму и области Лацио. Путем тестирования билетов в течение дня оказалось, что пройти в метро можно не 1 раз, как пишут путеводители, а, по крайней мере 2 – мы двинулись не на ту сторону платформы, и нам пришлось выходить и входить еще раз, билеты работали. Муж, нашедший эту информацию про билеты, утверждает, что про 1 проход по данному билету написано в англоязычной версии сайта, в итальяноязычной написано про неограниченный проход.

От м. Термини - до м. Пирамида, где нужно перейти на вокзал Остиенсе, откуда и идут поезда до Витербо и Браччиано. Отходят они каждые 30 минут до Браччиано, и каждый час – до Витербо.

Время в пути, стоимость проезда и время отправления уточняйте, пожалуйста, на
/go-exturl.php?url=http://www.trenitalia.com/en/index.html
Железные дороги Италии

В Витербо 2 вокзала – Порта Романа и Порта Фиорентина, оба расположены через дорогу от Старого города, только по его разные стороны. Если вы едете со стороны Рима, то прибудете на Порта Романа, как мы, если со стороны Флоренции, то прибудете на Порта Фиорентина. Турбюро расположено в здании станции Porta Roma (возможно, турбюро есть и на другой станции – мы не проверяли). Если есть намерение посетить не только Витербо, но и его окрестности, очень милая дама оделит вас буклетами и все расскажет.

История

Точное время основания Витербо неизвестно - считается, что его основали этруски, около IV в. до н.э. здесь появилась римская колония и крепость Castrum Herculis, построенные на месте языческого храма, посвященного Гераклу, мифологическому основателю города (отсюда и лев на городском гербе). Сейчас на месте античного замка расположена площадь Сан-Лоренцо с Папским дворцом и собором Сан-Лоренцо.

В хрониках VIII в. Витербо упоминается как укрепление Castrum Viterbii, построенное в 773 г. королем ломбардцев Дезидериусом при его тщетной попытке завоевать Рим. Позже Витербо стал частью Папской области, что неоднократно оспаривалось императорами. В 1095 г. город становится свободной коммуной. Когда Папы потеряли власть над Римом, любимым местом их пребывания стал Витербо. Первым Папой, поселившимся здесь, был Папа Юджин III (1145-46), тогда же крепость выдержала длительную осаду, но Папу не выдала. В 1164 г. Фридрих Барбаросса сделал поселение резиденцией своего Антипапы, через три года дал ему статус города и активно использовал горожан в войне против Рима. Витербо стал активно расти, в 1172 г. были разрушены старые городские стены, и город стал присоединять к себе соседние земли. В конце XII в. здесь жило около 60 тысяч жителей!

Совет Витербо становился то на сторону Папы, то на сторону его противников, в XIII в. городом поочередно управляли то семейство Ди Вико, то Гатти. Император Фридрих II склонял горожан на сторону гибеллинов, а когда они не согласились его поддержать, осадил город, но безуспешно. С того самого момента Витербо окончательно стал гвельфским. В 1257 и 1261 гг. в Витербо жил Папа Александр IV, умерший здесь и похороненный в соборе. Папская Лоджия была свидетельницей избрания Пап Урбана IV, Григория X (1271), Иоанна XXI (погибшего, когда пол его покоев обрушился), Николая III, Мартина IV. Стоя на ступенях собора Сан-Лоренцо в 1268 г., Папа Клемент IV отлучил от церкви последнего из Гогенштауфенов, принца Конрадина, прибывшего в Италию претендовать на итальянский престол. После того, как в собор вторглись солдаты неаполитанского короля, несогласного с выборами Папы, Папы избегали Витербо 86 лет.

Интересный эпизод, привлекший внимание к Витербо, произошел в 1271 г., когда кардиналы собрались в Витербо, чтобы выбрать преемника Папе Клементу IV. После того, как кардиналы в течение 3 лет обсуждали, кого избрать, капитан местной милиции Раньеро Гати попросту закрыл князей церкви на ключ, сообщив им, что выпустит их только после избрания Папы. Кардиналов держали на хлебе и воде и разобрали крышу дворца, чтобы их подморозило, и через несколько дней был избран новый Папа – Григорий X. Именно с той поры конклав запирают на ключ – правда, теперь уже в Сикстинской капелле.

Без Пап город становится владением семьи ди Вико, в XIV под властью Джованни ди Вико находятся, кроме Витербо, Чивитавеккья, Тарквиния, Больсена, Орвието, Тоди, Нарни и Амелия – правда, недолго: в 1354 г. сюда приходит папское войско, чтобы вернуть земли под власть папского престола. С 1375 по 1431 г. за власть над Витербо борются представители рода ди Вико и папские войска. Последним ди Вико, правившим городом, был Джакомо ди Вико, побежденный Папой в 1431 г. Далее Витербо хиреет, нищает и существует целые столетия как второстепенный городишко в череде папских городов и замков. В 1871 г. он становится частью объединенной Италии. В 1943-44 гг. город сильно пострадал от бомбежек, жителей спасли только подвалы, вырытые прямо в горной породе, на которых стоит большая часть местных домов.

И напоследок – пару интересных фактов. Каждый год, 3 сентября, по улицам Витербо возят изукрашенную колокольню весом около 5 тонн, сделанную из железа, дерева и картона. На вершине колокольни стоит статуя Святого Лоренцо – покровителя Витербо. Колокольня освещена, в то время как на время шествия выключают все освещение по главным улицам Витербо, по которым ее везут. Везут сие громоздкое сооружение 130 избранных горожан, начинается шествие у Порта Романа и заканчивается на площади Санта-Роза (святой покровительницей женского пола является как раз Святая Роза, по легенде, вдохновлявшая гвельфов избавиться от последних гибеллинов в Витербо).

Герб Витербо имеет два главных знака: лев и пальма. Лев символизирует Геракла, легендарного основателя города, пальма была добавлена в раннем средневековье, когда был разрушен соседний город Ференто (1172) – его жители переехали в Витербо, и герб привезли с собой. На старинных городских гербах часто встречаются буквы FAUL – одни предполагают, что это начальные буквы имен самых знатных этрусских семей города, другие – что это символизирует четыре холма, на которых стоит Витербо, третьи – что это начальные буквы четырех деревень с замками, которые позднее слились в город (Fanum, Arbanum, Vetulonia, Longula).

Город

Маршрут: via Torino – viale Armando – porta San Pietro – via san Andrea – piazza San Andrea – via della Fontana – piazza Fontana di Piano – via di Pianoscarano – via San Carlo – via Scotolatori – via di Pianoscarano – via di Piaggiarelle – piazza San Carluccio – via San Carluccio – via Cardinale la Fontaine – piazza Don Mario Garguli – piazza San Maria Nuova – via Santa Maria Nuova – via san Lorenzo – piazza del Gesu – via del Pellegrini – piazza del Morte – via San Lorenzo – piazza San Lorenzo – via San Lorenzo – piazza del Morte – via Pietra del Pesce – via Macel Maggiore – piazza San Carluccio – via San Pellegrino – via San Pietro – via di Molinella – via San Leonardo – largo Don Alceste Grandori – via della Bonita – via Guiseppe Garibaldi – piazza Fontana Grande – via Aurelio Saffi – via Fontanella di Sant’Angelo – via Cavour – piazza del Plebiscito – via Roma – piazza d’Erbe – corso Italia – via della Sapienza – via di Archetto – via Sacchi – via Cesare Dobici – largo Benedetto Croce – piazza dei Caduti – via Santa Maria in Volturno – piazza San Agostino – piazza della Trinita – via Maria Ss. Liberatrice – piazza San Faustino – via San Faustino – piazza della Rocca – piazza San Francesco – via Assis – via Giacomo Matteotti – piazza Guiseppe Verdi – via di Santa Rosa – corso Italia – via Guiseppe Mazzini – piazza di Grocetta – via guiseppe Mazzini – piazza Dante Alighieri – via Guiseppe Mazzini – via Niccolo di Tuccia – piazza F. Crispi – via della Verita – via San Girolamo – via Vetulonia – via Guiseppe Garibaldi – porta Romana – viale Armaudo Diaz – via Marescialo M. Romiti

От станции Порта Романа, где мы получили в турбюро карту, до Старого города рукой подать – дорогу перейти. Собственно, Порта Романа (Римские ворота) расположены чуть правее вдоль шоссе, которое отделяет город от станции, мы же, как обычно, движимые девизом «нормальные герои всегда идут в обход», потопали левее, чтобы войти в Витербо через Порта Сан-Пьетро. Стена, окружающая город, была построена в период с 1095 по 1268 гг. и прекрасно сохранилась – высока, крепка, внушительна и даже кое-где грозно щетинится зубцами. Доступ в город со Средних веков обеспечивают 12 ворот, из которых трое – закрыты. Башни, которые высятся в южной части города то тут, то там, живо напоминая Сан-Джиминьяно, преимущественно были построены в XIII веке, в период расцвета города их здесь было около 100! Наличие в городе таких вот башен лично для меня является признаком того, что некогда здесь кипели схватки между гвельфами и гибеллинами. Каждый уважающий себя вельможа строил башню, с которой было так удобно высматривать крадущегося врага, при необходимости – поливать его кипяточком, или прятаться повыше.

Кроме частных башен, которых полагалось как минимум одна у каждого дворца, были еще общие сторожевые башни, рассредоточенные по периметру стены, отчего Витербо издалека, скорее всего, напоминал коробок, из которого точит пачка спичек-башен. Если в Тоскане башнестроительство прекратил волевым решением Козимо Медичи, и не только прекратил, но и разрушил большинство этих средневековых небоскребов (за что ему вечное фи от нас, потомков, жаждущих аутентичности), то в Лацио гонять их было вроде бы и некому, поэтому удивительно, куда добрые ¾ башен делось. А еще со времени посещения Сан-Джиминьяно меня очень интересует не как эти башни строились, а как их разбирали: по всему выходит, что разбирали по камушку сверху вниз, тараном-то по узости средневековых улочек не размахнешься.

Ворота Сан-Пьетро – пьяцца дель Джезу

Итак, войдя в ворота Сан-Пьетро (которые, к слову сказать, вовсе не так пышны и величественны, как главные городские ворота Порта Фиорентина или Порта Романа – просто проход), мимо церкви Сан-Пьетро и палаццо Памфили, чья внешняя стена неотличима от крепостной стены, а, может, ею и является, мы направились по via san Andrea, которая привела нас к приземистой церкви Сант-Андреа, чья колокольня как будто вырастает прямо из самого здания, а не стоит отдельно.

И церковь, и окружающие ее дома, как и практически все здания в городе, построены из местного камня, на вид грубоватого, стального серого оттенка, зато крайне прочного – оттого-то и стоит Витербо веками и ничего в нем не меняется – разве что чулочки, которые сушатся на каждом окне, из шелковых превратились в капроновые, да Интернет в дома провели.

Далее по via della Fontana мы выходим на piazza Fontana di Piano, в центре которой высится фонтан Fontana di Pianoscarano. Этот район, раньше принадлежавший аббатству близ городских стен, был присоединен к городу в 1148 г., в честь чего на площади в 1204 г. поставили фонтан, который, как и множество его собратьев в Витербо, питается от местных источников и скопирован с античных образцов. Считается даже, как все иезуитские церкви напоминают римскую Иль Джезу, так и фонтаны Витербо скопированы с фонтана, стоявшего у входа в Колизей во времена Флавиев. Античное наследие Рима в Средние века было разбазарено, из мрамора Колизея строились дворцы и дома по всему Риму, а вот в Витербо строили фонтаны «как в Риме» и ездили совершать омовения в термы, еще сохранившиеся с римских времен. Как пишет Муратов, «нигде нет такого обилия готических фонтанов, и, следовательно, в своем чувстве воды Витербо опередило Рим на несколько столетий».

Фонтаны попадаются в Витербо на каждом шагу – парадные, украшающие площади, и обычные, у стен домов, питьевые для хозяйственных нужд, и ни один из них не похож на соседа. Вода в них – удивительно чистая и вкусная, не зря со времен этрусков горожане ездили лечиться на горячие источники в окрестностях города – а после этрусков и римлян (построивших на источниках термы) источниками не брезговали и Папы римские. У каждого района были свои фонтаны, которые содержались в чистоте и порядке (фонтаны отмечали еще и границы кварталов), а у городского совета был специальный отдел - balivi viarum – в обязанности его входила проверка чистоты воды и фонтанных чаш, и регулярности притока воды. Нарушителей сурово наказывали – в основном, рублем.

Еще одна симпатичная мне черта Витербо – яркие цветочные горшки, в изобилии свисающие с окон и высоких крылечек. Серый камень кажется уже не таким скучным, а когда видишь свисающие с веревок комбинации и трусишки, становится совсем весело – поди, со Средних веков вот так сушат.

В Витербо есть ряд церквей, которые отличаются от привычного нам облика «настоящей итальянской церкви» - у них колокольня как будто вырастает из крыши церкви и имеет «плоский» вид по сравнению с многоярусными романскими колокольнями.

Такова и церковь Сан-Карло (San Carlo, первое упоминание 1122, сейчас здесь расположен один из факультетов местного университета), расположенная в тупичке одноименной улицы. От нее мы двинулись по параллельной – via Scotolatori, свернули на via di Pianoscarano, продолжив путь по via di Piaggiarelle, достигнув piazza San Carluccio. Взглянули там мельком на церковь Сан-Гонфалоне и устремились к соседней площади piazza Don Mario Garguli, где высится церковь Санта-Мария Нуова (Santa Maria Nuova).

Она настолько аутентична, что прибирает дрожь – настоящая романская церковь XI века. Построили ее в 1080 г. на руинах храма Юпитера, используя античные стройматериалы, и до сих пор внимательный наблюдатель может увидеть на портале голову римского божества (некоторые, впрочем, считают, что это Христос). С левой стороны фасада (если стоять лицом к входу) имеется небольшая кафедра проповедника, с которой когда-то вела деревянная лестница. Когда-то с этой кафедра читал проповеди святой Томмазо д' Аквино (1266). Внутри хранится коллекция живописи местных мастеров XIV-XVI вв. и византийский триптих (1180). Под алтарем расположен вход в раннехристианскую крипту.

На соседней piazza del Gesu стоит иезуитская церковь Сан-Сильвестро (Chiesa del Gesù), датируемая XI веком. Близ ее алтаря разыгралась средневековая трагедия: в 1271 г. Симон Монфор нанес смертельный удар кинжалом своему кузену Генриху, сыну Ричарда, графа Корнуольского (брата короля Англии). Данте написал об этом следующие строки:
Потом мы подошли к неотдаленной
Толпе людей, где каждый был покрыт
По горло этой влагой раскаленной.
Мы видели - один вдали стоит.
Несс молвил: "Он пронзил под божьей сенью
То сердце, что над Темзой кровь точит".
Ад, Песнь 12, строфы 115-120

Когда-то здесь располагалось сердце Витербо: по праздникам проводили ярмарку, сюда выходили фасады Палаццо дель Приори и палаццо дель Подеста. Но во второй половине XIII в. центр города переместился туда, где сейчас расположен Палаццо Коммунале, и церковь стала обычной приходской. В 1622 г. она перешла во владение иезуитов, после стала кармелитской, а в 1645 г. была передана ордену Святого имени Иисусова, и монограмма «IHS" на фасаде означает именно принадлежность к последнему братству. На крыше примечательна парочка арабских львов, изготовившихся к прыжку, вынесенных когда-то из античной виллы. Над входом имеется небольшой люнет – кусочек старинной фрески. Внутренняя отделка церкви выполнена местными матсерами в XV-XVII вв., а на дальней стене имеется надпись по-латыни, цитирующая строки Данте об убийстве Генриха Корнуольского.

В центре площади – очередной фонтан, носящий, как и церковь, название дель Джезу. Построили его на месте фонтана Святого Доминика в начале XX в., но из материалов разных эпох – от обломков античных римских вилл до камней, недавно добытых в местной каменоломне. Он немного отличается от остальных фонтанов Витербо общей задумкой – остальные просто каменная ваза и вершина, с которой льется вода, у этого же «вазы-поддона» два, верхний опирается на строгих мраморных львов.

Продолжение следует...

Оригинал статьи Вы можете прочитать здесь

nat_ka


Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться.

Купить масло Мобил Mobil 0W40 5W50 10W60 10W40 интернет магазин Киев

© 2008 - 2012 «Я пилигрим». Воровство запрещено! На сайте в полной мере действует закон об авторском праве.