Италию во все века называли страной городов. Земли Италии отличались от других европейских стран наличием многочисленных городских центров, существовавших с античных времен, в которых общий подъем произошел в более ранний период Средневековья, чем в прочих регионах Европы. Высочайшие достижения культуры периода поздней Античности, отразившиеся в прекрасных светских и культовых сооружениях, прикладном искусстве, самих знаниях и технологиях, сохранялись прежде всего в Италии. В период поздней Античности христианская культура и классическая Античность сливаются воедино, более того, в последующие века именно образцы раннехристианского искусства стали восприниматься как истинно античные модели для подражания.
Варварские королевства, которые возникали на территории Италии в Средневековье, не разрушили античную культуру, напротив, эта культура вызывала восхищение и попытки подражания со стороны варварских народов – готов, лангобардов – правители которых собирали в своих сокровищницах предметы искусства поздней Античности, любовались античными сооружениями, хотя и частично видоизменяли их.
В результате контактов с Востоком, в частности, с Византией и Левантом, итальянцы ознакомились с древними гуманистическими рукописями, различными памятниками античного изобразительного искусства и архитектуры. Все эти древности начали перевозить в Италию, где их коллекционировали и изучали. В самой Италии было немало античных римских памятников, которые также стали тщательно изучать представители итальянской городской интеллигенции. Не только среди немногих образованных людей, но в широких слоях общества в итальянских городах пробудился глубокий интерес к классическим древним языкам, древней философии, истории и литературе. В развитии культуры Италии, таким образом, всегда играли огромную роль античные традиции, сохранившиеся в итальянских землях и пришедшие в итальянские земли через арабо-византийское влияние. Эти тенденции и достижения культуры далее из Италии распространялись в Европе.
Знаменитыми центрами Италии, ставшими важными для всей Европы, были и города и юга, и центра, и севера: например, медицинская школа в Салерно (XI в.) и ведущий европейский центр изучения права, Болонский университет (конец XI в.), великая морская сила – блистательная Венеция. В значительной мере процветанию итальянских городов Венеции, Анконы, Генуи и Пизы способствовали крестовые походы, в результате которых итальянцы, оттеснив арабов и византийцев, захватили в свои руки посредническую торговлю между Востоком и Европой. Во многих городах происходило широкое развитие банковского дела, заморской торговли, сукноделия и других ремесленных производств (особенно с XIII в.). Итальянские города присвоили себе право монетного чекана. Венецианцы подражали в первую очередь Византийскому солиду и, благодаря успехам морской торговли, распространили действие этой монеты за пределы самой Республики. Римская монета сената копировала провансальскую монету. Во Флоренции началась чеканка золотого флорина, получившего общеевропейское значение, прежде всего благодаря семействам банкиров и кредиторов. Пользовалась спросом также монета Болоньи.
Именно в Италии возникают первые независимые коммуны городов. Некоторые названия должностей и носителей властных полномочий сохранялись веками, но значение, содержательное наполнение этих терминов в определенный исторический момент менялось. Коммуны росли не только численно, но и качественно. Закрепилась в законах система самоуправления, осуществлявшаяся через деятельность консулов – высших должностных лиц общины города.
С XI в. многие коммуны стали освобождаться и от власти местных епископов-синьоров. Особенно важное историческое значение для развития независимости Италии имело движение в городах севера, прежде всего исторической области Ломбардии. В середине XII в. богатые итальянские города-республики пытался подчинить себе Фридрих Барбаросса, совершивший пять походов в Италию (1154-1176 гг.). В 1167 г. была создана Ломбардская лига городов, которая в 1176 г. в битве у Леньяно нанесла поражение императорской армии. По миру 1183 г. формально сохранялись некоторые права империи, но итальянские города сохранили свою фактическую независимость от императора.
В Италии возникли и продолжали долгое время существовать политические партии гвельфов и гибеллинов, участники которых, соответственно, являлись сторонниками папы, или напротив, поддерживали имперскую сторону. Обе партии были запрещены буллой папы Бенедикта XII в 1334 г., но отголоски политической борьбы продолжались в виде городских междоусобиц.
Возможно даже известный сюжет ренессансной литературы – история семейств Монтекки и Каппулетти – является отражением такой вражды городских политических партий.
В городах происходило наступление новой городской элиты, ее противоборство с землевладельцами округи. Борьба против этих владетелей, «грандов», была кровопролитной, но закончилась рядом компромиссов и частичным объединением элит. Следующий этап развития итальянских городов-коммун (начиная с XIII в.) был временем единоличных правителей: сначала реально избираемых, а затем лишь номинально зависимых от коммуны. Однако даже после выделения господствующих семейств и создания синьорий коммуны долгое время сохраняли видимость демократии и самоуправления.
Италия была классической страной региональных различий и приверженности духу малой родины, дословно «местной колокольни» («campanilismo»). Но проявлялись и общие культурные тенденции, повсеместно происходило развитие народного языка, «вольгаре», и придание новому наречию литературных форм. Особенно успешно это развитие происходило в Тоскане, где в XIII–XIV вв. появилась поэзия «нового сладостного стиля». Именно тосканский диалект должен был стать основой итальянского языка в эпоху Нового времени.
В период XIII–XVI вв., когда повсеместно в Европе началась централизация вокруг будущей столицы единого государства, в Италии продолжалось одновременное развитие множества культурных центров. Это соперничество центров Возрождения оказалось плодотворным для развития культуры. Даже небольшие по размерам города прославились школами живописи и зодчества, новаторскими достижениями в области науки и техники. Формирование Культуры Возрождения в Италии, наследие великих сынов Италии Данте, Петрарки, Боккаччо заложило основы общеевропейской культуры Ренессанса. «Осень средневековья в Италии» была этапом нового культурного расцвета: в форме придворной, элитарной культуры, но также и народной: развитием «волгаре», местных диалектов, и, прежде всего, тосканского в литературный итальянский язык.
В XIV–XVI вв., и особенно после нескольких волн эпидемии так называемой «черной смерти», унесшей в некоторых крупных городах от трети до половины населения (особенно 1348 г.), происходят глобальные перемены исторического развития итальянских земель. Еще в 1340-х гг. произошел коллапс банковской системы с центром во Флоренции (торговые дома Барди и Перуцци), имевшей международное значение. Глубокие сдвиги в демографии, и экономической ситуации сопровождались изменением политического строя итальянских государств.
После продолжительного периода борьбы отдельных слоев и партий внутри города, ограниченная демократия в коммуне сменяется периодом олигархических правлений, синьорий, тираний, когда республики уступили места единовластным правителям. 150-летний период синьорий, когда мощь коммуны зависела от наемных военных сил – кондотьеров – был переходным, в частности, временем превращения городов-государств в более крупные территориальные образования – региональные княжества. Италия осталась раздробленной и не смогла сохранить независимость.
Комментарии