В нашем народном сознании прочно утвердилось мнение, что Индия – страна чудес. Ну а как же иначе: тюрбаны, сари, слоны, йоги, камасутра… А ни на что не похожие храмы с фривольными изображениями чуждых богов? Это сейчас нас трудно чем-то удивить, а раньше рассказы про подобное можно было за сказки принять. Поэтому хочется лично убедиться.
В Хампи мы были и убедились, что не сказки, а просто чудо. Но два года прошли, и требуется новая порция чудес. И они есть еще в зоне разумной досягаемости из Гоа – три древние столицы княжества Чалукьев в соседнем штате Карнатака.
Чалукья – это династия, правившая с VI по XII век в южных и центральных областях Индии. За 6 столетий династия много чего успела натворить, пока княжество не распалось из-за внутренних проблем. Правда, сведения об этих деяниях косвенные, прямых свидетельств практически не осталось. Но в Лету кануло не всё. Сохранились великолепные храмы.
Специалисты говорят, что во времена правления этой династии появились новые архитектурные стили и технологии храмового строительства. Но я не буду умничать, а просто кратко расскажу и покажу, что увидел чужестранец, неискушенный особенностями индийских традиций.
Дело было так.
Княжества, как и империи, не возникают вот так сразу, они развиваются. Вот и Чалукья начало развиваться из Айхоле. В начале 6 века он назывался Арьяпура, которая и стала столицей со всеми вытекающими отсюда атрибутами, в том числе архитектурными излишествами.
Излишества начались с того, что сначала строители смешали уже сложившиеся архитектурные стили, создав новый, и попутно стали отказываться от устройства скальных и пещерных храмов, введя в моду каменную кладку.
Вот так выглядел один из первых храмов, построенных по новой технологии.
Не очень-то презентабельно, но со временем стиль развился, и сооружения той эпохи теперь признаны шедеврами Индийской храмовой архитектуры.
Во второй половине этого же шестого столетия столицу перенесли в Бадами, в те времена называвшийся Ватапи. С тех пор Айхоле постепенно превращался из столицы в тихий набожный городок, который продолжал неспешно развиваться как духовный центр, и к закату правления династии Чалукьев здесь насчитывалось более сотни храмов. Сейчас Айхоле скорее деревушка, чем город. А древние храмовые сооружения там и сям виднеются среди современных построек хижинного типа.
С точки зрения фортификации, Бадами значительно выигрывает перед Айхоле: храмы и, очевидно, дворцовые сооружения располагались в каменной чаше, окруженные естественными скальными бастионами, а для убедительности еще и крепостной стеной, которая и сейчас местами сохранилась. На господствующих высотах были оборудованы форты. Говорят, еще недавно они были открыты для осмотра, пока какой-то турист оттуда не свалился насмерть.
Интересен и водоём в горной чаше. Некоторые источники утверждают, что он рукотворный, другие – что здесь издревле обитало некое чудовище. С последней версией перекликается легенда о живших когда-то на его берегах двух братьях-дэвах (нечисть, по-нашему). Развлекались они тем, что один из братьев превращался в жареного ягненка, а второй предлагал прохожим им откушать. Как только любитель халявы съедал ягненочка, у последнего происходила обратная трансформация, в результате чего халявщика разрывало изнутри на кусочки. Проблему с братьями-дэвами решил один мудрец по имени Агастья. Он поступил радикально: переварил псевдоягнека до того, как тот собрался превращаться обратно.
Но главной диковиной Бадами считают, и по праву, 4 пещерных храма, созданных в период с V по XII века (по другим данным – с 6 по 8). Три из них – индуистские: один посвящен Шиве, два других – Вишну. И один, самый новый, если можно так назвать, джайнский.
Для справки: приверженцы джайнизма – это те, которые метут перед собой метелкой, чтобы ненароком не раздавить какую-нибудь букашку.
Трудно поверить, но большая часть скальных барельефов дошла через столетия до наших дней неизменной, и трудно представить, как полторы тысячи лет назад мастера могли вытачивать такие изящные узоры и тонкие линии?
Третий город, благодаря которому о государстве Чалукьев еще вспоминают – Паттадакал. Формально он не был столицей, но по факту вполне может так называться, потому что создавался и функционировал как придворный храмовый комплекс. Располагался он примерно на полпути от Айхоле до Бадами, расстояние между которыми чуть больше 50 километров.
Паттадакал можно считать квинтэссенцией становления нового архитектурного стиля: здесь сосредоточены истоки стиля, его развитие и вершина. В 1987 году храмовый комплекс Паттадакал занесен ЮНЕСКО в список объектов всемирного наследия.
Всего комплекс включает 9 храмов. Но той самой вершиной, шедеврами, считают два: храм Вирупакши и Малликарджуна. Заказчиками были женщины, королевы, наверное поэтому они такие роскошные, сплошь украшенные резьбой по камню и барельефами.
Пожалуй, вышесказанного достаточно, чтобы понять, о чем идет речь. Поэтому прервусь и просто покажу, как всё это выглядит. Фотографий получилось много, поэтому предлагаю смотреть в формате слайдфильма.
Комментарии