Советы бывалых → Железные дороги Франции 0 |
|
||
24 октября 2008 в 7:06 |
Железные дороги Франции – расписания, стоимость билетов, маршруты
/go-exturl.php?url=http://www.sncf.fr/
/go-exturl.php?url=http://www.voyages-sncf.com/leisure/fr/launch/home/
Есть мнение, что удобнее пользоваться /go-exturl.php?url=http://reiseauskunft.bahn.de/bin/query.exe/d
Региональные поезда TER
/go-exturl.php?url=http://www.ter-sncf.com/index.asp
Для просмотра расписания нужно представлять себе, в каком регионе или департаменте расположен нужный вам город.
Региональные поезда Transilien
/go-exturl.php?url=http://www.transilien.com/web/site
http://idf.sncf.com/web/site/
Что-то вроде пригородной электрички региона Иль де Франс (Припарижье, так сказать).
Высокоскоростные поезда
Высокоскоростные поезда TGV. Благодаря им можно пересечь всю страну почти за 3 часа.
/go-exturl.php?url=http://www.tgv.com/
/go-exturl.php?url=http://www.tgvesteuropeen.com/
Можно здорово сэкономить, забронировав билеты на сайте /go-exturl.php?url=http://www.idtgv.com/fr/index.php - что-то вроде поезда-дискаунтера. Правила, соответственно, те же: дешевле всего покупать билеты сильно заранее, тарифы невозвращаемые, бланков билетов не положено – только е-тикеты (распечатываете билет на обычном принтере и предъявляете контролеру, желательно – со своим ID).
Международные перевозки скоростными поездами
Высокоскоростные поезда Eurostar (Лондон - Париж, Брюссель)
/go-exturl.php?url=http://www.eurostar.com/dynamic/index.jsp
Высокоскоростные поезда TGV Lyria (Франция - Швейцария).
Помните, что для Швейцарии пока еще нужна швейцарская виза!
/go-exturl.php?url=http://www.tgv-lyria.fr/
http://www.tgv-lyria.com
Высокоскоростные поезда Thalys (Франция - Бельгия - Нидерланды, Германия)
/go-exturl.php?url=http://www.thalys.com/
Высокоскоростные поезда Artesia (Франция – Италия)
/go-exturl.php?url=http://www.artesia.eu/
Высокоскоростные поезда Elypsos (Франция – Испания). Можно добраться до Мадрида или Барселоны.
/go-exturl.php?url=http://www.elipsos.com/
Проездные туристические билеты по Франции - InterRail One Country Pass
/go-exturl.php?url=/go-exturl.php?url=http://www.interrailnet.com/one_country_pass_france
/go-exturl.php?url=/go-exturl.php?url=http://www.europeanrailguide.com/railpasses/index.html
Если вы путешествовали по Швейцарии на поезде, то вы знаете, что у швейцарцев имеется огромное количество т.н. панорамных поездов – благодаря которым можно осмотреть ряд уникальных природных красот и просто любоваться прекрасными видами гор и озер. Нечто подобное есть и у французов – о туристических поездах и маршрутах, которые вы можете совершить, подробно написано здесь /go-exturl.php?url=http://www.trainstouristiques-ter.com/index2.asp (в стоимость билетов включен проезд на поезде, автобуса до интересных мест, экскурсии).
***
Общаться с сайтом SNCF не очень просто, в отличие от немецких или швейцарских железных дорог, но постепенно привыкаешь. Когда выбираешь на сайте пункт назначения (с целью узнать стоимость проезда или сколько идет поезд), сайт сразу указывает, с какого парижского (или любого другого вокзала, если в городе их несколько) вокзала он уходит.
Основные вокзалы Парижа:
1. Восточный вокзал (Gare de l'Est). Отсюда отправляются поезда в восточную и северо-восточную часть страны, а также в Люксембург, Германию и Швейцарию. Первый «Восточный экспресс» до Стамбула отправился именно с Восточного вокзала.
2. Северный вокзал (Gare du Nord). Отсюда отправляются поезда на север Франции, а также в Великобританию, Бельгию и Нидерланды.
3. Вокзал Аустерлиц (Gare d'Austerlitz)
От Лионского вокзала до вокзала Аустерлиц (и, соответственно, наоборот) можно дойти пешком – через специальный мост через Сену и пешеходную дорожку по нему.
4. Лионский вокзал (Gare de Lyon).
Поезда, в основном, южного направления. На нем имеется 2 зала, синий и желтый, каждый – со своими платформами и путями. На расписании последней колонкой цветом помечено, какой зал имеется в виду (на большом табло желтый цвет оранжевого оттенка, такой же, как буквы на табло, а вот на маленьких экранах по углам зала он по-настоящему желтый). От главного входа в вокзал вы попадаете в синий зал, чтобы перейти в желтый, вам нужно пройти влево мимо киосков, затем – вправо мимо касс – попадете в нужный.
5. Сен-Лазар (Gare Saint-Lazare)
6. Монпарнас (Gare Montparnasse). Поезда западного и юго-западного направления, включая Тур, Бордо, Нант и Ренн
***
У французских железных дорог дни делятся не на рабочие, выходные и праздничные, а на белые, голубые и красные. Голубыми днями, в которые предоставляются наибольшие скидки, считается период с полудня понедельника до полудня пятницы, а также с полудня субботы до 15.00 воскресенья. Время с полудня пятницы до полудня субботы, а также с 15.00 воскресенья до полудня понедельника именуется белыми днями. На это время приходится пик перевозок, поэтому скидки вдвое меньше. Наконец, около двадцати дней в году считаются красными, когда скидок вообще не дают (Рождество и прочие праздники, которые ознаменовываются массовыми переездами). Цвет дня определяется по времени отправления поезда.
Когда вы смотрите на сайте французских жд варианты поездок на нужную вам дату, вам предлагают разные варианты поездки, сразу с указанием скидки, если таковая возможна. Иногда скидка предоставляется, если билет покупается заранее, иногда – если вы едете с пересадкой.
При заказе и оплате билетов по инету возможны три варианта их получения:
- при предъявлении брони с кодом бронирования в кассе во Франции (годится любая касса, необязательно того вокзала, с которого вы уезжаете);
- в автомате, если билет был оплачен чиповой картой – по чиповой карте;
- по почте на ваш домашний адрес.
При выборе варианта 1 лучше всего распечатать бронь (она придет вам по электронной почте) целиком, включая код брони – объяснить кассирам, чего вы от них хотите, очень сложно, а по-английски они не говорят. Даже по предъявлении брони многие бегали совещаться с коллегами, что с этой бумажкой дальше делать. При получении билетов обязательно иметь при себе карту, которой вы оплачивали билеты при их заказе.
***
Кассы на вокзалах, как правило, делятся на кассы дневные и кассы на поезда, которые отправляются в течение ближайшего времени. Правда, обычно народ на все это не смотрит и толпится в кассы обоих типов. Неважно, покупаете вы билет на сегодня или на послезавтра – стоимость его одинакова (если вы бронируете билет по инету и сильно заранее, тогда да - он стоит дешевле, плюс на билеты бывают акции – как у авиакомпаний). В билетных кассах принимают к оплате карты.
Если вы плохо владеете французским языком и произношением (как мы), то лучше всего написать название города, до которого вы собираетесь ехать, на бумажке – были случаи, когда нам чуть не продали билет в другой город. В лучшем случае вас просто не поймут, а объяснения займут время? Английского языка французские кассиры, как правило, не понимают.
Если маршрут сложный, как, к примеру, пункт А – пункт В – пункт С – пункт А, то не надо подавлять кассира своим интеллектом и знанием английского – и вам, и ему будет гораздо проще (а людям в очереди – и быстрее), если вы заранее уточните, когда отправляется нужный вам поезд и напишете для кассира небольшую шпаргалку. Лучше – в столбик, как показывает практика, кассиры не всегда понимают, что на все отрезки пути, написанные через черточку, нужен билет. Поэтому идеальная шпаргалка должна выглядеть так:
пункт А (11:07) – пункт В
пункт В (15:35) – пункт С
пункт С (18:21) – пункт А
Проверяйте билеты, не отходя от кассы! Если вы обнаружили ошибку в билете прямо у стойки, кассир переоформляет ее бесплатно, если вы отошли от стойки, эта же процедура обойдется вам в 2 евро.
При покупке билета кассир спрашивает, когда вы поедете – сегодня или в другой день. А вот по какому принципу проставляется дата на билете в таком случае, я так и не поняла – несколько раз при покупке билета «на сегодня» нам выдавали билет с текущей датой, но чаще билет мог быть использован 2 месяца с момента продажи.
Приходить покупать билет нужно сильно заранее до отхода поезда: кассиры работают неторопливо, а среди местного населения распространена привычка насиловать кассиру мозг – мы неоднократно сталкивались с тем, что какая-нибудь бабушка полчаса стоит и что-то рассказывает кассиру, тот что-то ищет по папкам, а вы (и хвост в человек 10) в это время наблюдаете, как поезд, на котором вы планировали уехать, отходит от перрона без вас. При этом, когда бабушка от кассы наконец-то уходит, оказывается, что билет она не купила – то ли проконсультироваться пришла, то ли пообщаться. Выходом из подобной ситуации может служить покупка билетов сразу на весь день /всю поездку (если она у вас четко спланирована), или покупка билетов в автомате, и, таким образом, приходя на вокзал, вы только компостируете билет.
***
Билеты продаются и через билетные автоматы, но автоматы принимают к оплате только чиповые карты. Покупать билеты довольно просто: выбираете язык общения с аппаратом, откуда и куда вам нужен поезд, дату и время отправления, класс вагона, сколько человек, и есть ли у них льготы или скидочные карты (для каждого человека нужно указать, нет ли льготы). Билет, купленный в автомате, стоит столько же, сколько и купленный в кассе. Автоматы плохи только тем, что продают билеты на четкую дату и точное время отправления, если вам нужен билет с открытой датой или временем (скажем, из точки А в точку Б на завтра, но точного времени вы назвать не можете), то придется идти в кассы и покупать билет там. Либо посмотреть город, и прийти к автомату, взяв билет обратно, не стоя в очереди в кассу.
при выборе тарифа вы подтверждаете тариф столько раз, на сколько людей покупаете билет
Кстати, о компостировании. Компостируются все билеты, кроме билетов на скоростные поезда, где четко указан ваш поезд, время его отправления, и ваше место. Если не уверены, стоит компостировать билет или нет, лучше прокомпостируйте, вреда не будет, и штрафа избежите. Непрокомпостированные билеты без проставленной даты и времени действительны в течение 2 месяцев.
Билеты проверяют! Если вы едете по е-тикету, то контролер считает штрих-код с вашего билета и может попросить удостоверение личности (у нас ни разу не спросили, правда) или предъявить карту, которой вы платили за этот билет (в штрих-коде «зашита» и такая информация).
Как я уже сказала выше, на скоростных поездах в билетах четко проставлено время отправления поезда, ваш вагон и место. В региональных и пригородных поездах можно заходить в любой вагон своего класса и садиться где хочешь. Но при этом билет покупается на конкретный перегон от А до Б. Если поезд идет от А до С через В, то можно выйти на В, погулять сколько хочешь и сесть на следующий поезд. Билет от А до С действует в течение суток. Это работает, только если вы купили билет по полному тарифу, без скидок!
Если вам хочется посетить какой-то городок посреди двух конечных точек, и не хочется переплачивать, нужно посмотреть, как выгоднее. К примеру, полный билет Невер – Клермон-Ферран стоит 27,50 евро на человека в 1 сторону, то есть 55 евро на нас 2х. При этом вы можете выйти в городке Мулин, погулять и снова сесть на любой поезд до Клермон-Феррана (если сядете на TGV, придется доплатить за скорость). Если же брать билеты до К-Ф по промоакции заранее по инету, то билет будет стоить 33 евро на 2х, но выходить при этом нельзя – на билете указано время вашей поездки, вагон и место. Если же взять билеты Невер – Мулин и Мулин – Клермон-Ферран, то они оба на 2х будут стоить 43 евро. Таким образом, если хотите посмотреть Мулин, билет выгоднее всего брать по промоакции, но при этом разбивать маршрут на два отрезка, и вы будете привязаны ко времени отправления следующего поезда на Мулин.
***
Поезда, как правило, чистые, просторные, светлые, удобные (это не распространяется на пригородные поезда RER до аэропорта Шарль де Голль). Чтобы выйти из поезда, нужно на площадке нажать кнопку на двери или сбоку, но только когда поезд остановился. Встречаются поезда, где дверь открывается ручкой-рычагом, и вместе с ним опускается подножка. В конце вагона имеются мусорки и туалет, на световом табло показано, занят он или нет. Часто в вагоне имеется табло с бегущей строкой, где показывают название следующей станции и конечную. Кроме того, остановки объявляют. В поезде и на всех станциях запрещено курить! Как правило, на каждый состав есть 1 вагон (или даже полвагона) 1 класса, и по умолчанию билеты продают на второй.
Обычно переезд на поезде выглядит следующим образом: заходите и салитесь на свободное место. Многие кладут рядом с собой вещи, верхнюю одежду (хотя для нее есть специальные крючки), и едут в одиночку на двух или даже четырех сиденьях (если сиденья образуют что-то вроде купе). Иногда бывает, что направление популярное, народу много едет, тогда достаточно спросить – место свободно? – и человек уберет вещи на багажную полку над сиденьями, а одежду повесит куда положено. Все это в норме вещей, и никто не ругается и не скандалит, как любят наши бабушки в электричках. Заметили, что даже когда билет продан с указанием места в вагоне и номером вагона, нам никогда не удавалось сесть на свои места – они обычно были кем-то заняты. Но поскольку свободных мест в вагоне было много, мы садились, где хотели, и нас, в свою очередь, никто и не думал сгонять. Зачем тогда система продает билеты с местами – осталось загадкой.
Есть еще пара-тройка тонкостей. Например, на табло на вокзалах в расписании отправления-прибытия указано время прибытия-отправления, номер пути и конечная станция с несколькими крупными остановками (если речь об отправлении, что вам, собственно, и нужно). Если ваша цель - какая-то небольшая промежуточная станция, то нужно либо знать конечную на данном участке (если планируете маршрут заранее, имейте это в виду), либо смотреть бумажное расписание на станции, либо спускаться на перрон, где на табло пишутся все станции, которые поезд проходит. Кстати, на перроне обычно есть электронное табло, где указано, у какой части платформы какой вагон остановится – если остановка на станции посадки небольшая, и вы боитесь не успеть добежать до своего вагона, можно сориентироваться, где он будет стоять, заранее. Или войти в первый попавшийся вагон и, идя между вагонами, найти свой уже в пути. Правда, номер вагона не написан крупно, как у нас, а наоборот – меленько и прячется где-то в районе вагонной двери.
Вторая тонкость состоит в том, что частенько состав отправляется, например, из Парижа, в 10 вагонов, но по пути на различных узловых станциях разные вагоны отсоединяют и они либо идут в другую сторону, либо для них эта станция конечная. Избежать такой подставы можно, если читать табло на перроне: там указано, какие вагоны куда идут. Кроме того, на вагонных дверях вешается бумажка, где указано, куда идет поезд ( скажем, до конечной – какой-нибудь Ниццы, или всего лишь до Метца).
Платформы в расписании на табло могут быть обозначены как 4а, 4в, 4с, или 4а-4с, это значит, что на одном пути могут стоять два или даже три поезда, отправляющиеся в разные места, для ориентирования на платформе сверху кроме номера висят еще и буквы, плюс еще одно табло размером с телевизор, где написано, куда, во сколько, и с какими остановками данный поезд следует.
Очень редко, но бывает: автомат по продаже билетов стоит прямо в поезде (видели всего несколько раз).
***
На некоторых направлениях SNCF ходят не поезда, а автобусы (автокары), это так и указывается в расписании на сайте и на билете. На карте линий железных дорог также эти линии указаны как действующие железнодорожные. Почему так получилось – неизвестно: то ли линии еще стоятся, то ли там TGV проводят, то ли что-то еще… Билеты на них приобретаются, как и билеты на поезд, в кассах или автоматах. Станции отправления автокаров расположены рядом с железнодорожными вокзалами, где именно – укажет вам любой служащий станции.
К примеру, в Лош или Азе-ле-Ридо из Тура ходит только автокар. «Остановка автокара SNCF в Туре расположена напротив станции: выходите с вокзала - прямо перед вами на левом фланге обширного привокзального сквера-площади (на стороне Макдональдса). Автобусы видно сразу. Это и есть автовокзал. Тут паркуются как автокары SNCF (лого SNCF на борту), так и автобусы Touraine FilVert (соответствующий логотип) Там еще есть маленький «зальчик ожидания», в котором на телемониторе высвечиваются маршруты и номер остановки», с которой отправляется нужный вам автобус. Все сделано очень грамотно и понятно. На самом автобусе тоже есть табличка, куда он едет. Билет, кстати, можно купить и у водителя. Если автобуса на месте нет, не дергайтесь - появится обязательно. Загляните в павильончик и наберите там информационные автобусные буклетики с расписаниями местных пригородных автобусов - они вам пригодятся для организации поездки по разным городкам и замкам Луары. Зачастую автобусами ездить дешевле и удобнее, чем электричками TER». (с) Arial
Все расписания доступны по адресу /go-exturl.php?url=http://www.touraine-filvert.com/tfv-accueil.html
До бывшего аббатства Клюни от станции Шалона-сюр-Сона (или Макона) тоже идет только автокар. В Шалоне автостанция расположена не там, куда ведет старый указатель на платформе, а справа от вокзала, как выйдешь из него. До Клюни идет автобус № 7 от платформы № 2. Билеты можно купить у водителя, можно в кассе или автомате. Если билет у вас уже есть, водитель все равно выдаст вам чек-билет, где проставлена «нулевая» стоимость.
***
Проездные по Франции для нашего маршрута оказались дороже, чем все билеты по нашему довольно протяженному и интенсивному маршруту. Тем не менее, допускаю, что кому-то удобнее и выгоднее окажется проездной по Франции InterRail One Country Pass
http://www.interrailnet.com
/go-exturl.php?url=/go-exturl.php?url=http://www.europeanrailguide.com/railpasses/index.html
Помните, что даже при наличии проездного при поездке на скоростных TGV вам придется доплачивать за скорость!
***
Оригинал находится здесь: /go-exturl.php?url=http://nat-ka.livejournal.com/212907.html
nat_ka |
Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться.
Комментарии