ceslaw → Три цвета Марокко: синий. Агадир  8

3 октября 2008 в 23:08

Стертый след в истории

Агадир курортный на все сто процентов. Пожалуй, это единственный из мне известных городов Марокко, где совершенно нет исторических достопримечательностей, несмотря на то, что основан он был где-то в 1500 году. Город не виноват, не виноват и купец-португалец, основавший его. Дело в том, что зона здесь сейсмоопасная. Зимой 1960 года, сравнительно недавно, по историческим меркам, город был стерт с лица земли. Сколько тогда погибло местного населения, точно не известно. По разным источникам – от 5 до 12 тысяч человек. Если 12 – то почти треть населения. А точно это никто не скажет, потому что никто из-под развалин пострадавших не доставал. На окраине Агадира большой братской могилой стал целый старый район. Говорят, развалины просто разровняли бульдозерами. Сейчас это выглядит, как большая свалка строительного мусора, заросшая сорняком. Ее каждый видит, когда едет на лучшую панорамную точку города – в Касбу, туда, где когда-то на вершине горы тот самый португалец основывал поселение, а потом уже и город.

Первое знакомство

Гору с Касбой видно из любой точки города и днем и ночью. В светлое время суток видна рыжая крепостная стена с башнями, окружающая вершину, ночью все это оборонительное сооружение подсвечивается прожекторами, как и гигантская надпись на склоне горы, которая с наступлением сумерек загорается в тысячи лампочек, высвечивая три слова: «Аллах, Родина, Король». На арабском, естественно.

Говорят, в Агадире 300 солнечных дней в году. Когда после удивительного и незабываемого полета, об этом я писал раньше, мы прибыли в отель, было пасмурно. Океан перед нами тогда впервые предстал во всем своем великолепии, поэтому нам показалось, что жутко штормит. Поразил пляж: неимоверно широкий и бесконечно длинный – и при этом полностью песчаный. По кружке местного пива мы заказали еще до поселения, на открытой террасе отельного кафе. Ура, прибыли…

Когда вам предлагают номер с видом на парк, не спешите радоваться: скорее всего, парк окажется автобусным. У нас так и получилось. Деревья, пальмы, лужайки, вид на горы и – автобусы, по утрам и вечерам, которые, не заглушая двигателей, либо высаживают туристов, либо – загружают. Привычно поменяли номер на другой, «с видом на море», немного доплатив на рецепшен. А через пару дней нам даже принесли холодильник, правда, пришлось немного повздорить с другими русскими туристами, они тоже на него рассчитывали… Дело в том, что в этом, в принципе хорошем отеле, почему-то не во всех номерах были холодильники…

После переселения несколько ночей нам одновременно снились гигантские водопады и цунами: шум прилива оказался для нас немного непривычным, но потом ничего, привыкли. Зато получили возможность, ежевечерне,  сидя за столиком на балконе и неторопливо попивая коктейль, наблюдать удивительной красоты закат. Ну, собственно, не только коктейль. Была у нас бутылочка текилы, с собой. Просто так пить ее на балконе, как заурядную водку, не хотелось. А вот с лимоном и солью были проблемы. Помучившись с нею один вечер, решили ситуацию как-то исправить. Соль, естественно, взяли за завтраком, просто высыпав в салфетку солонку (как потом оказалось, наполовину с рисом). А лимон, вернее, маленький лайм, сам приплыл ко мне в руки, когда я купался: рядом – торговый порт. Надеюсь, он там выпал за борт… В итоге, вкусовое сочетание, как выяснилось в тот же вечер, восстановилось.

Страшная история, рассказанная опытными путешественницами

Про отель тоже можно было бы рассказать – но я не хочу ему делать ни рекламы, ни антирекламы. Аллах его хозяевам судья.

Зато мы там познакомились с двумя преклонного возраста подружками: актрисой одного московского театра и продюссершой, если я ничего не путаю, одного телеканала. Путешествуют они вместе довольно давно и  в запасе у них масса историй. Хоть книгу пиши или сериал снимай. Обычно мы ставили лежаки рядом и мило общались, пока купались в бассейне или загорали. Последняя их душераздирающая история приключилась уже в эту поездку, они нам о ней поведали буквально на следующее утро. Захотелось им, понимаешь, свежих морепродуктов отведать.

Агадир – город портовый, та часть населения, которая не занята в турбизнесе, с удовольствием занимается рыбной ловлей. А места там в этом плане очень богатые. Конечно, где еще искать лучший рыбный ресторан? В порту. Приехали они туда на такси. Проехали пост охраны – им открыли шлагбаум, показали и ресторан. Конечно, туристов там не было вообще. Скорее всего, и рассчитан он был на местных. Всего было вдосталь: рыба – свежайшая, приготовлена замечательно, разные-всякие другие морские деликатесы. Что самое приятное – совсем недорого. Захотелось им, разомлевшим после ужина, попить заодно и настоящего кофе, марокканского. Сортов было несколько. Они выбрали какой-то им неизвестный сорт, понравилось, посмаковали, покурили, заказали счет. И тут началось. «Ой, - говорит одна, - Чего-то мне хреново». «И мне», - отвечает вторая. И стекает под затуманенным взором подруги со стула. Официанты забегали, такси вызвали, чуть ли не на руках их в машину занесли. И только когда машина скрылась за шлагбаумом, надо полагать, с облегчением вздохнули.

Как выяснилось, то, что им удалось живьем доехать, а потом еще и утром нам это рассказать – чистейшей воды везение. Нет, это не ядовитый вид рыбы им подсунули, чтобы потом обобрать и выбросить с причала. Все сложнее. Оказывается, в Марокко есть такой сорт кофе, сам по себе просто замечательный, который нельзя пить сразу после того, как ты поел. От этого давление в стратосферу взлетает. Не всякому дано это пережить. Но мы народ закаленный: подумаешь, поплохело! Зато есть, что вспомнить…

Хорошо, когда много воды

Самое приятное и самое завораживающее в Агадире – это сам океан. Волны могут быть в рост человека, могут, на короткое время, совсем исчезнуть: просто зеркало! И снова начать громыхать о берег. К вечеру, в разгар отлива, вода уходит на десятки метров, и тогда пляж превращается в бульвар для прогулок. Гуляют все – и туристы, и сами агадирцы. Последние, кстати, по вечерам разделяют пляж, плоский, как стол, на сектора и упоенно играют в футбол – как будто у них спартакиада народов Африки… А когда откатывается волна – на песке остаются много красивых раковин… А вот рыбок, если какую-нибудь дохлую не выбросит на песок – там не увидишь. Все-таки не Красное море. Плавать тоже тяжело: если проходит страх перед рокочущими волнами – глубоко все равно не зайдешь: можно долго идти к горизонту, но все равно будет сначала по колено, а потом по пояс. Уже в последние дни я научился забредать как можно дальше, а потом, на гребне волны, без всякого страха, обдирая коленки, резво плыть к берегу…

Привет из Сахары

Один раз мы проснулись под заунывный вой ветра. Какой-то необычный такой. Балкон на ночь был закрыт, а когда я его открыл – увидел на белом кафеле пола рыжую пыль. Такого же цвета был и горизонт, и все вокруг, куда не посмотри. Все было как-то совсем не так. После завтрака вышли к бассейну, а там пожилой служащий старательно подметает песок с тех мест, где его просто быть не должно: с дорожек, края бассейна. Ветер не прекращался, он был какой-то жаркий и чуть ли не осязаемый: на зубах при этом немного похрустывало. К обеду это природное явление прекратилось. Оказалось, мы стали свидетелями песчаной бури, вернее, ее агонии на берегу океана. Вот такие они, ветры из Сахары… Что же при этом творилось в пустыне?

Экскурсия по Агадиру

По большому счету, в самом Агадире посмотреть не на что. Но оставлять город совсем уж без внимания, никак не хотелось. С нами был один из новомодных путеводителей по Марокко, было в нем и описание города. Конечно, в Москве, когда мы его только купили, все выглядело более многообещающе. Но одно дело прочитать, другое – увидеть. Нашли на карте интересное название: «Долина птиц». Экскурсию в отеле туда никто не предлагал, более того, гиды об этом месте даже не упоминали. Решили, что надо посмотреть. Опять же, до отлета оставалось плачевно мало времени, а впечатлений все еще хотелось.

Долина птиц оказалась милейшим местом: конечно, это не гигантские территории, где на просторе гуляют тысячи птиц, как представлялось до этого. Это небольшой городской зоопарк. Он устроен на эдаком подъеме, где проложены искусственные русла с журчащими ручьями, много деревьев, цветущих кустарников. И много животных, во, все-таки, просторных загонах. Есть и птицы.

У одного загона, где мы залюбовались какими-то круторогими и очень длинношерстными козлами, вернее, целым стадом этих животных, к нам подошел служитель и очень мило предложил зайти прямо в загон. Ну, можно, так можно – осторожно зашли. Несколько особенно крупных особей, не торопясь, но уверенно, незамедлительно направилось к нам. Служитель тут же принес ведерко с зерном кукурузы, отсыпав нам в ладони, и улыбаясь, отошел. Эти здоровенные звери, по центнеру каждый, доверчиво шлепая губами, ткнулись мордами нам в руки – с удовольствием поедая лакомство. Я так понимаю, что лакомство: иначе бы не ткнулись. Служитель заслуженно получил 10 дирхам «на корм животным».

Напротив, по очереди подбегая то к кормушке, то к не большому бассейну-поилке, суетились маленькие кенгуру. Там же, из той же миски, ту же кукурузу, клевали цапли. Еще дальше, у искусственного озера, гуляли розовые фламинго. И при этом – тихо, пахнет цветами, журчит фонтан, скамеечки… Красота! И там же я увидел самую выразительную из всех мне известных табличек из серии «По газонам не ходить!». Выглядит это так: на траве, среди цветов, стоит туристический ботинок с рифленой подошвой. А из него торчит человеческая кость в носке. Строго, но доходчиво.

Чисто местный бизнес

От Долины птиц до нашего отеля, останавливаясь и у других отелей, ходит мультяшный автопоезд, как по ВДНХ. Пока мы ждали его прибытия, у входа увидели интересного персонажа: высокая шляпа с бахромой, разноцветный халат, и весь увешан блестящими на солнце медными чашками – вроде пиал без ручек. В этом всем наряде седовласый аксакал, с почти черным от загара лицом и колокольчиком в руке. Это водонос. В стародавние времена – очень уважаемая и полностью востребованная профессия. Сейчас – дополнительный национальный колорит для туристов. Если в Марракеше, на средневековой площади, среди восточного базара он бы смотрелся более чем к месту, то здесь, на фоне зоопарка, старый водонос выглядел просто жалко. Стоит такой дедушка и никто к нему не подходит, и вода его никому не нужна. Мы, конечно, подошли. «Можно я Вас сфотографирую?» - обратился я. «100 дирхамов», - гордо ответил дедушка. «Нате вот 10», - перестал жалеть его я. Дедушка начал активно отрабатывать деньги: снял свою заскорузлую от долгого ношения шляпу с бахромой и напялил ее на голову моей жене. Та, стараясь не думать, сколько в ней может быть кожных паразитов, испуганно улыбнулась. Я сфотографировал. Потом он стал позировать со мной. Правда, когда я попытался взять у него из руки колокольчик, он в него крепко вцепился, сурово вперившись в камеру. Потом я постарался сделать один его портрет, другой, третий… Стараясь выбрать ракурс получше. Лицо у него становилось все угрюмее и угрюмее. Он понял, что за свои 10 дирхамов явно перерабатывает. Так и простились. Вслед он нам не улыбался. И воды, кстати, так и не предложил…

Рыбалка. Что может быть лучше

Что касается порта, то мы в нем все-таки побывали. Когда выходили на яхте на рыбалку. До этого мне приходилось один раз в жизни рыбачить с лодки моего дяди, в Абхазии. Тогда мне понравилось, я даже какой-то азарт испытал. Правда, и было-то мне от силы лет девять. Так что опыт, какой ни на есть, был. С другой стороны и рыба в океане – это не разноцветные красавицы, как в Красном море. На тех у меня никогда бы рука не поднялась. А здесь – почему бы не половить…

Территория порта для туристов закрыта: туда нельзя, как в Эс-Сувейре, так, запросто, зайти погулять. Здесь даже военные корабли стоят – наверно, поэтому так строго. Нас привезли на стареньком микроавтобусе, из разных отелей: пара поляков, пара русских (мы), небольшая группа французов. Яхта была хороша – белая, чистая, правда, с облупившейся палубой. Так что, когда нас традиционно разули, был шанс получить занозу в пятку.

Пока выходили из порта, прошли мимо армады рыбачьих судов – с одним названием, но под разной нумерацией. Борта ржавые – такое ощущение, что рыбсовхоз обанкротился. И все это непосредственно под горой с надписью «Аллах. Родина. Король». Обгоняя нас, то и дело в океан уходили катера с рыбаками.

Было утро, серое такое. Даже холодно, особенно, когда вышли на простор. Волны, соответственно. Отошли недалеко, примерно на пару-тройку километров от берега, встали на якорь. Закутавшимся туристам, желающим истребить рыбные запасы Атлантического океана, раздали катушки с леской. Это такое орудие рыбной ловли: сначала на крючок насаживается наживка, а потом долго нужно разматывать катушку – не один десяток метров, чтобы грузило утянуло ее вглубь. Представьте: тишина, еле слышно поскрипывает судно на волнах, от которых себя немного чувствуешь, как на очень пологих американских горках, в руках леска и – ничего. Только чувствуешь, как леска прорывается сквозь глубинное течение. Потом – оп! Кто-то ее дернул. Оп! – еще. Начинаешь  все эти десятки метров сматывать обратно на катушку – а там вместо наживки – какое-то волоконце болтается… Съели – значит, кто-то внизу есть. Еще кусочек на крючок – и снова тот же процесс. Леску – размотать, в ожидании – замереть. И тут ощущение, знакомое каждому рыбаку: оно там, где-то внизу, прихватывает наживку, а ты легким, почти незаметным, но резким рывком – дергаешь леску. Раз. Два, три! Чья-то мускулистая тушка, схватив очередной раз наживку, оказалась в плену! При чем здесь мысли, что рыбке больно, что она всего лишь хотела есть, что у нее были планы на день… Тянуть! Сматывать катушку, тащить добычу на поверхность!... Так, превозмогая слабое, но отчаянное сопротивление, я вытащил из воды рыбку, похожую на бочковую сельдь-иваси, но более активную. Я первым поймал на яхте это существо и на какое-то время оказался в центре внимания. Во как. Чемпион. Немного позже поймал еще одну, такую же, тем самым оправдав обед на двоих на борту яхты: нас предупредили, что есть мы будем то, что поймаем. Больше – как глубоко я не опускал леску, сколько бы рывков снизу не ощущал, поймать мне ничего не удалось. Один из помощников капитана объяснил, что в этот день какая-то не такая волна, рыба, дескать, ушла, так что извините – попробуйте в следующий раз.

На обед нам пожарили рыбу на гриле – специальная печечка была установлена у них на корме. Вот только я заметил, что жарили не нашу рыбу, а запасенную заранее. Нашу – отложили, наверно – для следующей группы. С белым сухим вином, с дымком, рыба была просто великолепна. Кофе мы брать не стали.

Грустная сказка про рыбок. Можно не читать.

… Плыла в глубине пара рыбок. Они любили друг друга. И вдруг, прямо с неба, на них свалился аппетитный кусочек. «Дорогая!» - вскричала одна рыбка, - «Я сейчас угощу тебя чем-то очень вкусным!!» «Остановись!», - закричала другая, - «Это может быть опасно!» Но первая рыбка, в груди которой билось молодое и отчаянное сердце, схватило такой приятный на вид кусочек, не слушая свою верную подруг. И, когда, она хотела уже повернуться к ней, чтобы угостить таким неожиданным и заманчивым завтраком, ее что-то неумолимо повлекло вверх… Вторая рыбка, не в силах что-либо изменить, почти до самой поверхности неслась за нею вслед, бессильно мечась вокруг. «Нет! Нет!!», - слышался ее отчаянный крик, на многие морские мили вокруг… И вот этот безумный рывок закончился, первая рыбка исчезла, как будто ее и не было. Вторая, как серебристая молния металась под самой поверхностью воды туда, сюда – она никак не могла придти в себя, поверить, что это случилось, что больше никогда все не будет так, как было прежде…  «Нептун Всемогущий! Помоги!», - молилась она, но молчал в ответ старик с зеленой бородой… Но что это? Снова сверху плюхнулся аппетитный кусочек и быстро пошел на дно, мимо отчаявшейся, одинокой рыбки. «Милый мой! Ты теперь ангел! Я иду к тебе!», - вскричала рыбка и, зажмурившись, заглотила наживку, пока ею не заинтересовалась шныряющая вечно у дна всякая мелюзга…

Шопинг по-нашенски

В мусульманской стране, хотя и поголовно говорящей по-французски, приходится уважать местные обычаи. В Агадире есть большой магазин, вроде нашего гипермаркета «Ашан». Называется – «Маржан». Мы туда пришли, чтобы купить местных спиртных напитков. Как предупредил наш гид – с этим могут быть проблемы – ибо в разгаре Рамадан.

Магазин был хорош: всего – огромное количество, цены низкие, нашли даже свежую мяту – для чая, купили, но – нет спиртных напитков. Даже отдела нет. Пробежавшись по всей немалой территории магазина, нашел на полочке безалкогольное пиво и – ничего больше. Вышли, нервно закурили. Я позвонил гиду: типа, а вот мы собрались в магазин, взять местных напитков, а где там отдел-то искать? А, говорит он, это как заходишь, сразу налево. Только паспорта не забудьте. Зачем это? – спрашиваю я. А чтобы на входе вы смогли доказать, что вы не марокканцы. Местным сейчас спиртное не продают.

Так как мы паспортов с собой взять не догадались, пришлось возвращаться.

Но, еще не доходя до такси, решили, чтобы не возвращаться с пустыми руками, попросить водителя отвезти нас в магазин, где продается аргановое масло, мыло и всяческая аргановая косметика.

Маленькое отступление

Аргановые деревья – практически одно из главных достопримечательностей Марокко. И больше того: еще одна достопримечательность, которая неразрывно связана с аргановыми деревьями и добычей арганового масла, из которого делают уже сотни лет косметику и лекарства – это козы.

Дело в том, что если арган в Марокко растет, как оливковые деревья в Испании – практически повсеместно (деревья даже внешне похожи), то коз, которые его плоды предпочитают всему остальному – похоже, в мире нет. Представьте каменистую, глинисто-песчаную пустыню. Травы нет, воды нет. Каким-то чудом приживаются только эти деревья. Их много, практически леса. Коз – тоже много. Они дают молоко, шерсть, крестьяне их с удовольствием разводят. Козы же, не находя на земле травы, научились пастись на деревьях. Они ловко заскакивают на нижние ветки, потом выше, выше. Объедают листву, не брезгуют молодыми побегами, но особенно – любят плоды, похожие на зеленые оливки. Срывают, объедают, а косточки сплевывают вниз. Само по себе зрелище, когда стадо коз пасется на дереве, как гусеницы – еще то. Это – один из символов Марокко: дерево, усыпанное козами. Как у них получается своими узкими, твердыми копытцами удерживаться на тонких ветках – для меня навсегда останется загадкой.

Вот. А косточки собирают крестьянки или их дети. Потом – несут в цех, раскалывают, достают зернышки и перетирают их в равномерную массу. Из которой выдавливают масло. Из которого - делают пользующийся спросом лечебно-косметический товар. Это зрелище мы наблюдали по дороги из Эс-Сувейры в Агадир, когда ехали через горы. Наш автобус несколько раз останавливался, чтобы туристы могли сфотографировать это зрелище. Выглядело это так: группа высыпала из автобуса при виде коз на дереве, пыталась сняться на фоне, но козы лихо спрыгивали и разбегались. На второй раз это всем надоело и автобус останавливался теперь лишь по нашей просьбе – чтобы снять коз на дереве без туристов. Пастушки на этом лихо зарабатывают: требуют вознаграждение, по-французски. Язык Наполеона из уст чумазых маленьких оборванцев звучит очень забавно: только за это, по-моему, следует платить…

Шопинг по-нашенски. Продолжение

…Таксисту мы показали листовку с рекламой магазина, которую нам дал гид. Тот сказал – окей! И поехали. Вот только для местного таксиста он был как-то очень уж несообразителен. Мы ему говорим про одну улицу – он везет на другую. И при этом утверждает, что не знает, где находится улица, нужная нам, но здесь тоже есть хороший магазин. После очередного нашего «Не здесь» он нас высадил около какого-то отеля и передал в руки швейцара – дескать, магазин рядом, нам покажут. Швейцар с радостью нас повел за десять метров в маленький магазинчик. Получив чаевые, удалился. Магазинчик тоже оказался не тот. Надо сказать, что в Агадире почему-то мало где увидишь таблички с названиями улиц. Это был не наш день.

На утро, уже с паспортами, мы снова пошли в «Маржан». Отдел, торгующий спиртным, нашелся сразу. Темнокожий секьюрити, забрав документы, начал вносить какие-то записи в очень растрепанный журнал, а мы пошли выбирать спиртное. Увы, но похоже, с полок все смели накануне Рамадана… С пустыми руками мы конечно не ушли. А в паспортах, вопреки нашим худшим ожиданиям, никаких отметок проставлено не было.

Магазин с аргановыми снадобьями тоже нашелся, когда мы снова позвонили гиду. Абдрахим (так его зовут) отвез нас туда бесплатно на такси, долго объяснял, что для чего, рассказывал, показывал, даже попытался дать попробовать аргановую выжимку, в-общем – полностью отработал свои комиссионные. Мы ушли с тяжелой сумкой, он с нами простился с чувством не зря прожитого дня.

Рынок

В последний день пребывания в Марокко и Агадире мы решили побывать на местном рынке. Это квартал, огороженный высокой глинобитной, рыжего цвета стеной с рубчиками, говорят – один в один как та, которая была разрушена землетрясением. Шли пешком, долго, спрашивая дорогу. Последний этап взял на себя какой-то местный сумасшедший, который нас все-таки довел до места, ничего не попросив за эту работу. Сумасшедший – потому что аккуратно переводил нас через дорогу, не давая идти, пока горел красный свет, что-то бормотал, короче вел себя как-то подозрительно.

Надолго мы на рынке не задержались. Потому как особой экзотики не увидели: продается все, сверху – натянутая ткань – как крыша, обычный сельскохозяйственный рынок. Правда, видели в продаже кожаную сумку, по виду – как седельная. Вся она была покрыта старинными марокканскими монетами. Мечта художника, а не сумка. Явно не ширпотреб. Но – ушли. И даже цену не спросили. Кстати, нам повезло, что рынок только-только открылся, большинство торговцев еще раскладывало товар: а то бы нас просто так не отпустили.

Касба

Когда вышли из рынка, было по-прежнему утро и было по-прежнему пасмурно. Оставалось лишь съездить в Касбу. Туда, где открывается самый лучший вид на город. Такси поймали сразу, прямо у выхода. Это оказался «Мерседес» времен Холодной войны – у Высоцкого был такой же. Дверцы – на веревочках. По возможности все металлические части на них – заменены деревянными. Романтика дальних странствий, а не машина. Но водитель, немолодой уже марокканец, с машиной составлял одно целое. Они помчали. По городу – было еще ничего – день выходной, машин мало. Но когда он выехал за город, подобрался к серпантину, ведущему к Касбе, тут-то все и началось… Дело в том, что на этой дороге, которую ровной и прямой уж никак не назвать, почему-то забыли поставить у края столбики, которые хотя бы символически ограждали бы путешественников от пропасти. Поворотов много – один сплошной поворот, разделительной полосы нет, а водитель летит, как запущенная из катапульты птица и даже не пытается притормаживать перед поворотами, откуда, соответственно тоже могла бы вылетать такая же ненормальная птица. По остроте ощущений это можно было бы сравнить разве что с посадкой нашего самолета - мы тоже уже были готовы к самому худшему… Долгожданная стоянка нас порадовала: мы живыми и здоровыми вышли из машины. Рядом с нашим летающим «Мерсом» уже были припаркованы такой же микроавтобус и пара верблюдов. Туристов не было. Не каждому, наверно, суждено сюда доехать…

Касба – на самой вершине. Это бывшая крепость, на территории которой в 1500-х годах была сначала португальская, а потом голландская торговая миссия, пока ее не завоевали арабы. Увы, но эти стены тоже восстанавливали после землетрясения… Осталось немногое: над входом табличка – с неразборчивой латинской надписью. Внутри – снова свалка строительных отходов: то, что рухнуло – даже не пытались восстанавливать. И правильно – снизу все равно не видно. У входа – нищенка, вся в черном. Там же юный марокканец, с черным козленком на руках. Козленок похож на щенка добермана, но с острыми рожками. За небольшую денежную благодарность козленка можно подержать на руках. Вокруг – панорама на горы с одной стороны и, с другой стороны – на океан. Прямо под нами – порт, в котором мы были, влево уходит широкая и изогнутая полоса пляжа. Вид действительно хорош. Жаль, пасмурно.

Обратно ехали с тем же таксистом. Но – ощущения уже были не те: нам был знаком каждый поворот.

Это был наш последний день в Марокко…